Управление образования администрации муниципального образования
Тимашевский район
«Элементарное музыцирование»
по системе музыкального воспитания Карла Орфа
Ситова Ирина Борисовна,
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 42
В работе с детьми мы используем элементарное музыцирование по системе музыкального воспитания Карла Орфа.В основу музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения, дразнилки, поговорки, рифмованные сочетания, игра на детских музыкальных инструментах, как индивидуально, так и в оркестре. Гордость нашего детского сада - музыкальный зал с разными детскими инструментами. Самые маленькие ребята играют с шарманками, музыкальными молоточками, погремушками, треугольниками, колокольчиками, шуршалками, музыкальными коробочками и пр. Старшие дошкольники знакомятся с деревянными ложками, трещотками, кастаньетами, тарелками, металлофонами и ксилофонами, детскими духовыми инструментами.
Мы собрали коллекцию резиновых игрушек, отражающих сюжеты песен, составили «Музыкальный словарь в игрушках», который помогает знакомить детей с любым музыкальным термином. Так слон и слоненок, медведь и медвежонок, мышка и мышонок являются условными моделями регистров и октав. С помощью картинок или игрушек, в названии которых спряталось музыкальное имя нотки, дети знакомятся с нотами.
Картинки являются «веселыми нотками», в их названии заложены названия музыкальных звуков.
Домик - до, репка - ре, мишка - ми, фасоль- фа, солнце- соль, лягушка-ля, сирень - си. На музыкальную лесенку с разным количеством озвученных ступенек дети выставляют картинки и называют «веселые нотки». При этом они не только зрительно воспринимают движение мелодии, а слышат, как движутся звуки: вверх, вниз, через ступеньку. Освоив звукоряд, дети свободно ориентируются в нахождении высоких и низких звуков, играя на музыкальных инструментах.
Это домик - теремок,
Ноту «до» нам ступенька поет.
Рядом с домиком репка растет,
Ноту «ре» для нас репка поет.
А за репкою мишка идет,
Ноту «ми» для нас мишка поет.
Кукла Фая игрушку несет,
Ноту «фа» для нас Фая поет.
Вот и солнышко рано встает,
Ноту «соль» для нас солнце поет.
Вот лягушка к нам в гости идет,
Ноту «ля» нам лягушка поет.
И сирень возле дома цветет,
Ноту «си» нам сирень пропоет.
Можно и попевки иллюстрировать, или составлять из соответствующих игрушек мелодии. Дети не только слышат звучание разных фраз, но и видят на ступеньке изменение мелодии, «Колобок» прыгает по металлофону, «Зайка скачет по ксилофону», а дети показывают, в каком направлении движется мелодия.
Есть у нас и «подвижные нотки» - это пуговицы, передвигающиеся в соответствии с услышанной мелодией, большие пуговицы - это длинные нотки, а маленькие - короткие.
Дети знают, что любую песню можно спеть на один слог (ля-ля–ля-ля -ля...), играя на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду», иди со словами, вот так: «Ма-ши-на, ма-ши-на и-дет- гудит».
Мелодию можно прохлопать или прошагать, протопать ножками, простучать палочкой по столу, а еще можно записать на нотном стане с помощью «подвижных ноток». После усвоения данного материала, дети уверенно играют песню на любом детском музыкальном инструменте, поют ее, обозначают «веселыми нотками» клавиши.
Есть в группах и «музыкальные блины» разного цвета - это нотки: до-красного цвета, ре - зеленого, ми- голубого, фа - коричневого, соль- белого, ля-желтого, си- сиреневого цвета. Из них дети составляют мелодии, а я воспроизвожу и предлагаю сделать это ребенку на металлофоне или фортепиано. Иногда на занятии дети раскладывают «блины» на тарелочки: в белую тарелочку - ноту соль, в красную - ноту - до и пр. Это увлекательно, интересно и очень доступно детям дошкольного возраста.
Вместе с ребятами мы изготовили книжки - попевки. В них мы расшифровываем ритмический рисунок «сапогами и сапожками», а мелодический - «веселыми нотками», в них дети с помощью собственных иллюстраций воспроизводят знакомые песенки, подбирают и наклеивают картинки - иллюстрации, в другие книжки « Музыкальные инструменты».
Дети вносят иллюстрации и картинки знакомых и незнакомых музыкальных инструментов, составляют о них песенки и рассказы, придумывают сказки.
Способ записи нот иллюстрированными знаками позволяет мне быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах, основам нотной грамоты, обеспечить единство двигательной, зрительной и слуховой сфер, осмысленно осознать нотный текст, проследить глазами за движением персонажей нотного текста, овладеть элементарными навыками сольфеджио, обеспечить возможность успешного развития музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей детей.