Пятница, 03.05.2024, 03:17
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Программы » Ситова И.Б.

«Элементарное музыцирование» по системе музыкального воспитания Карла Орфа
Управление образования администрации муниципального образования
Тимашевский район


«Элементарное музыцирование»
по системе музыкального воспитания Карла Орфа


Ситова Ирина Борисовна,
музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 42


В работе с детьми   мы используем элементарное музыцирование по системе музыкального воспитания Карла Орфа.
В основу музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, лежат речевые упражнения, дразнилки, поговорки, рифмованные сочетания, игра на детских музыкальных инструментах, как индивидуально, так и в оркестре. Гордость нашего детского сада - музыкальный зал с разными детскими инструментами. Самые маленькие ребята играют с шарманками, музыкальными молоточками, погремушками, треугольниками, колокольчиками, шуршалками, музыкальными коробочками и пр. Старшие дошкольники знакомятся с деревянными ложками, трещотками, кастаньетами, тарелками, металлофонами и ксилофонами, детскими духовыми инструментами.


Мы собрали коллекцию резиновых игрушек, отражающих сюжеты песен, составили «Музыкальный словарь в игрушках», который помогает знакомить детей с любым музыкальным термином. Так слон и слоненок, медведь и медвежонок, мышка и мышонок являются условными моделями регистров и октав. С помощью картинок или игрушек, в названии которых спряталось музыкальное имя нотки, дети знакомятся с нотами.
Картинки являются «веселыми нотками», в их названии заложены названия музыкальных звуков.
Домик - до, репка - ре, мишка - ми, фасоль- фа, солнце- соль, лягушка-ля, сирень - си. На музыкальную лесенку с разным количеством озвученных ступенек дети выставляют картинки и называют «веселые нотки». При этом они не только зрительно воспринимают движение мелодии, а слышат, как движутся звуки: вверх, вниз, через ступеньку. Освоив звукоряд, дети свободно ориентируются в нахождении высоких и низких звуков, играя на музыкальных инструментах.

Это домик - теремок,
Ноту «до» нам ступенька поет.
Рядом с домиком репка растет,
Ноту «ре» для нас репка поет.
А за репкою мишка идет,
Ноту «ми» для нас мишка поет.
Кукла Фая игрушку несет,
Ноту «фа» для нас Фая поет.
Вот и солнышко рано встает,
Ноту «соль» для нас солнце поет.
Вот лягушка к нам в гости идет,
Ноту «ля» нам лягушка поет.
И сирень возле дома цветет,
Ноту «си» нам сирень пропоет.



Можно и попевки иллюстрировать, или составлять из соответствующих игрушек мелодии. Дети не только слышат звучание разных фраз, но и видят на ступеньке изменение мелодии, «Колобок» прыгает по металлофону, «Зайка скачет по ксилофону», а дети показывают, в каком направлении движется мелодия.
Есть у нас и «подвижные нотки» - это пуговицы, передвигающиеся в соответствии с услышанной мелодией, большие пуговицы - это длинные нотки, а маленькие - короткие.
Дети знают, что любую песню можно спеть на один слог (ля-ля–ля-ля -ля...), играя на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду-ду-ду-ду-ду-ду», иди со словами, вот так: «Ма-ши-на, ма-ши-на и-дет- гудит».


Мелодию можно прохлопать или прошагать, протопать ножками, простучать палочкой по столу, а еще можно записать на нотном стане с помощью «подвижных ноток». После усвоения данного материала, дети уверенно играют песню на любом детском музыкальном инструменте, поют ее, обозначают «веселыми нотками» клавиши.
Есть в группах и «музыкальные блины» разного цвета - это нотки: до-красного цвета, ре - зеленого, ми- голубого, фа - коричневого, соль- белого, ля-желтого, си- сиреневого цвета. Из них дети составляют мелодии, а я воспроизвожу и предлагаю сделать это ребенку на металлофоне или фортепиано. Иногда на занятии дети раскладывают «блины» на тарелочки: в белую тарелочку - ноту соль, в красную - ноту - до и пр. Это увлекательно, интересно и очень доступно детям дошкольного возраста.

Вместе с ребятами мы изготовили книжки - попевки. В них мы расшифровываем ритмический рисунок «сапогами и сапожками», а мелодический - «веселыми нотками», в них дети с помощью собственных иллюстраций воспроизводят знакомые песенки, подбирают и наклеивают картинки - иллюстрации, в другие книжки « Музыкальные инструменты».
Дети вносят иллюстрации и картинки знакомых и незнакомых музыкальных инструментов, составляют о них песенки и рассказы, придумывают сказки.
Способ записи нот иллюстрированными знаками позволяет мне быстро и качественно обучить детей игре на детских музыкальных инструментах, основам нотной грамоты, обеспечить единство двигательной, зрительной и слуховой сфер, осмысленно осознать нотный текст, проследить глазами за движением персонажей нотного текста, овладеть элементарными навыками сольфеджио, обеспечить возможность успешного развития музыкального слуха, памяти, воображения и творческих способностей детей.




Категория: Ситова И.Б. | Добавил: admin (28.08.2015)
Просмотров: 692 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]