Понедельник, 29.04.2024, 22:41
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Сюваткина А.С.

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию детей через проектную деятельность «Четвероногие друзья в ВОВ»
В ФГОС ДО прописано: «Социально коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках».
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит в первую очередь от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
СЛ.2. Работая над нравственно-патриотическим воспитанием детей дошколят, включаю такие задачи, как:
• Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
• Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
• Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;
• Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения России; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
• Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
СЛ.3. Знакомя детей дошкольного возраста сдетским садом, улицей, на которой они живут, о родным городом – это самый первый шаг развития патриотизма, ведь его родной город-это маленький дом.
Поэтому целью моей работы является воспитание в детях маленьких граждан и патриотов своей малой родины через ознакомление с родным городом.
Работу осуществляю в четырех направлениях:
- работа с детьми; - работа с родителями; - работа с педагогами;- работа с социумом.
Для каждого направления ставлю задачи:
СЛ. 4.С детьми:
1.Формировать любовь к родному городу, знакомить с достопримечательностями, развивать желание как можно лучше узнать свой город.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу, живой природе. Способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
3. Совершенствовать игровые навыки в сюжетно-ролевых играх, таких как «Пограничники», «Летчики», «Военные», «Связистки», «Медсестра» умение следовать определенным правилам в соответствии с сюжетом игры, развивать самостоятельность.
4.Воспитывать чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда; бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, побуждать детей сохранять красоту города для будущих поколений.
СЛ.5. С родителями:
1. Активизировать работу по развитию интереса к прошлому и настоящему города Тимашевска среди родителей.
2. Привлечь родителей к участию в деятельности группы по патриотическому воспитанию.
3. Провести различные формы работы с родителями по данной теме.
СЛ.6. С педагогами:
1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
2.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для организации образовательного процесса по формированию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
СЛ.7. С социумом:
1. Привлечь к сотрудничеству работников городской библиотеки по воспитанию гражданственности и патриотизма у детей на примере лучших образцов детской литературы о Родине.
2. Организовать совместно с Администрацией города участие в акции «Посадки дерево победы».
3. Посетить музей Семьи Степановых с целью ознакомления с историей родного города и края, а также земляками героями.
4. В преддверии праздника 9 мая посетить на дому ветеранов Великой Отечественной войны.
5. Принять участие в акции «Георгиевская ленточка». Пройти маршем в колонне Бессмертного полка.
6. Провести экскурсию к памятникам погибшим воинам.
Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в его сознании с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
СЛ.8. В своей работе использую проектную деятельность, которая обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности самих участников проекта; открывает им возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
• Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
• Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
• Роле-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки или прочтеноого ранее произведения, решают по-своему поставленную проблему).
• Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, стенгазет, макетов и др.)
• Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
• Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» или «Основные правила безопасности ребенка вне дома», «Как стать юнным Тимуровцем» др.)
СЛ.9. Большая часть работы на подготовительном этапе носила исследовательский и аналитический характер. Было необходимо разработать перспективную стратегию внедрения, мероприятий патриотической направленности в образовательный процесс с учетом всех условий и особенностей проекта.
Основываясь на возрастных возможностях детей старшего дошкольного возраста, были сформированы основные требования к составлению плана работы по патриотическому воспитанию.
Основным критерием являлась способность увлечь, заинтересовать ребенка и задержать его внимание на предстоящей деятельности через подготовительные беседы: походы, экскурсии, целевые прогулки. В этих беседах дети знакомились заочно, с теми местами, куда им предстояло совершить экскурсию или прогулку. Это виртуальные путешествия по родному городу (музей, библиотека, городской сад,, Аллея славы и др.),по Калужскому краю и России в целом. Опыт показал, что очень хорошо воспринимается детьми полученная предварительно информация если она закрепляется практическим материалом и продуктивной деятельностью.
Мною была изучена различная методическая литература прошлых лет и современные программные и авторские разработки содержащие опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Среди них наработки Н.Ф. Виноградова «Наша Родина», Н.В.Алешиной «Патриотическое воспитание дошкольников», С.Ю.Куликова «Детям о традициях и праздниках русского народа», О. Л. Князева, М.Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры и др..Ознакомившись с вышеперечисленными источниками и взяв на вооружение интересные идеи и некоторый практический материал, внедрила его в план работы по проекту.
В работе с родителями на подготовительном этапе основной упор делался на первоначальное вовлечение их в совместную образовательную и продуктивную деятельность. Есть родители, которые активно и сразу включаются в работу, оказывая огромную практическую помощь в реализации проекта, но есть и такие, которые изначально занимают позицию пассивности, не понимая важности своего участия или просто ленятся, что негативно сказывается на качестве педагогического воздействия. Чтобы помочь родителям в данной ситуации с ними проводилась регулярная консультативная деятельность (индивидуальная и групповая). Важно сразу, в начале года нацелить взрослых на активное взаимодействие с ребенком, научить контролировать свое участие в образовательном процессе, дать информацию о формах и методах патриотического воспитания, о развитии социальной зрелости у детей дошкольников, о роли различных видов деятельности в семейном воспитании нравственно-патриотической направленности.
Огромная и хорошо проделанная работа на подготовительном этапе безусловно влияет на дальнейшую успешность реализации проекта на основном и заключительном этапе.
СЛ.10. Работа велась по четырем направлениям.
Планирование мероприятий в режиме дня включает в себя:
1. Проведение бесед, с/ригр, которые планируются воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
2. Дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время;
3. Игры-путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы;
4. Досуговые мероприятия (подвижные игры, творческие, развлечения).
Большое значение на основном этапе уделялось экскурсиям, походам, целевым прогулкам, участию в мероприятиях социума.
Итак, на основном этапе были реализованы все намеченные планы и мероприятия. Очень порадовала сознательность и активность тех родителей, которые внимательно отнеслись ко всем просьбам и советам педагогов, что, несомненно, положительно сказалось на результатах проекта.
СЛ.11. На заключительном этапе проекта был проведен анализ и подведение итогов всей проделанной работы. Сравнительный анализ показал результативность и высокий уровень развития у детей патриотических чувств, нравственных становлений, а также знаний, умений и навыков усвоенных в период реализации проекта.
В группепрошли мероприятия посвященные празднованию дня Победы, тематические викторины: «Тимашевск – моя малая Родина», «Россия – Родина моя», «Земляки - герои», «Четвероногие бойцы», «Путешествие по русским народным сказкам»; мониторинг освоения программы по нравственно-патриотическому воспитанию. Также на заключительном этапе воспитанники приняли участие в мероприятиях посвященных празднованию Великой Победы: посетили ветеран войны и вручили цветы и памятные подарки, сделанные своими руками; приняли участие в акции «Георгиевская ленточка»; прошли маршем в колонне Бессмертного полка и возложили цветы к памятнику неизвестного солдата в День Победы. В детском саду прошели музыкальные тематические утренники «День Побебы!», «День памяти неизвестного солдата», «День особождение города Тимашевска».
СЛ.12-13. В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Благодаря участию родителей в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается незначительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, я создают в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Категория: Сюваткина А.С. | Добавил: syuvatkina (08.01.2023)
Просмотров: 80 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]