Воскресенье, 05.05.2024, 23:56
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Ситова И.Б.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие создания единого музыкально – образовательного пространства в дошкольном детстве.
Как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? К сожалению многие родители ещё считают, что забота о музыкальном воспитании правомерна по отношению к одаренным детям, у которых проявляется самостоятельное влечение к музыке, а если ребёнок не испытывает интереса к ней, то и приобщать его к музыке совсем необязательно. Но, каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет, каждый нормальный, здоровый ребёнок всегда эмоционально реагирует на неё. К тому же главным является не само по себе обучение музыке, а воздействие музыкой на общее развитие и духовный мир ребёнка.Павел Шивещ, педагог из Югославии сказал: «Моцартом может быть только Моцарт, но Моцарт может в каждом жить!» Это верно. От взрослого зависит то, чтобы ребёнок подружился с Моцартом, Чайковским, Бетховеном, Прокофьевым. Если ребёнок с раннего возраста находится в благоприятном музыкальном окружении, то это не может не обогащать его духовный мир, делать его чувства благородными, глубокими, отзывчивыми. Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с музыкой и песней. Нельзя забывать и о роли личного примера взрослых, который выражается в их собственном отношении к музыке. Чем больше и чаще дети слушают музыку и песню, тем ближе и понятнее становятся для них музыкальные образы. Музыка становится их постоянным спутником в жизни. Дети учатся понимать и любить музыку.
Чем раньше ребёнка приобщают к музыке, тем успешнее идёт его развитие в музыкальном отношении. Дети, посещающие детский сад увлечённо занимаются пением, слушают музыку на музыкальных занятиях.

Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки, которое развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает понимать прекрасное в жизни. В ребёнке будет воспитан культурный уровень в том случае, если музыка рано входит в его жизнь, если ребёнок с малых лет «встречается» с песней, инструментальной музыкой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать и ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.  Задачи музыкального воспитания детей в семье.     Обучая ребенка музыке, родители должны ставить различные цели и задачи. Однако основные задачи музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:1.Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры.2.Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность).3.Способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.     Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.  Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различать смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией (пьесы Л.В.Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, П.Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувства восхищения, старинная музыка (А.Вивальди, И.С.Баха, В.А.Моцарта).УЧИМСЯ ПЕТЬКак научить малыша подпевать? Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании. Старайтесь не искажать мелодию.
Пойте негромко. Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться. Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни – оживленно. Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова.Например, песня «Маленькая птичка». Маленькая птичка прилетела, к нам, к нам, к нам.Маленькой птички зернышки я дам, дам,
Маленькая птичка зернышки клюет, клюет, клюет.
Маленькая птичка песенки поет, поет, поет,Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля; Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет: Ладушки, ладошки,Звонкие хлопошки, Хлопали в ладошки.

После каждого куплета вы протяжно поете «Да» и хлопаете по коленям двумя руками подчеркнутым, фиксированным движением.Хлопали немножко. Да!Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков. Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно. Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении. Вот наш Бобик, славный пес. Ав! Ав!
Белый лобик черный нос. Ав! Ав!
Бобик, Бобик лапку дай. Ав! Ав!
Сядь на коврик и не лай. ( грозим пальчиком)

Ребенок не только слушает песенку, но его «Ав!» - посильное участие в пении – уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед. Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка). Поет, поет моя Танечка,
Поет, поет хорошая,
Хорошая, пригожая.
Поет, поет свою песенку:
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).

Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один – пойте вместе с ним.
Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни – целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок - потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке. «Водичка, водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

«Расти, коса, до пояса»
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Для развития ритма «Ноги и ножки»
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки
бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
Можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками.
«Ты мороз-мороз-мороз»
Ты мороз-мороз-мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Уводи стужу с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем.
Не вари кашу кругу
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!

«Ладушки, ладушки»!
- Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки.
- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку.
Попили, поели,
Шу-у-у - полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Хлопки в ладоши.

«Мы идем»(Ю. Островский)
Мы идем, мы идем,
Громко песенку поем!
Прыгнем раз, да прыгнем два,
Прыгать рады мы всегда!
Мы идем, мы идем,
Громко песенку поем!

Укладывая куклу, зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку.
Баю, баюшки–баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток!
Баю, баюшки-баю,
Под ракитовый кусток.

ИлиБаю, баю, баю-бай,
Спи мой мишка, засыпай.
Ты закрой, закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю, баю, баю-бай,
Спи мой мишка, засыпай.

Детские музыкальные инструменты. Хорошо, если вы купите ребёнку музыкальные игрушки -  погремушку, или маленький барабан, или бубен. Эти простейшиемузыкальные инструменты помогают развивать музыкальный
слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение. Аккомпанируя себе на бубне (или барабане, деревянных ложках, других детских шумовых музыкальных инструментах), вы можете разучить песенки различного характера. Вот некоторые из них. «Ножки»Зашагали ножки - Топ, топ, топ!
Прямо по дорожке - Топ, топ, топ!
2. Ну-ка, веселее - Топ, топ, топ!
Вот как мы умеем - Топ, топ, топ!
3. Топают сапожки - Топ, топ, топ!
Это наши ножки - Топ, топ, топ!
(напевая, играть на барабане или ложках).

«Погремушка»
Звени, звени, погремушечка,
Ты звени веселей, погремушечка.Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека неоспорима. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающий его мир. Музыка вносит в жизнь ребёнка радостные переживания, развивает фантазию, творческие способности. Дети слушают музыку, двигаясь под неё, пляшут, играют, поют, подпевают.Ребёнку нужно помочь увидеть и понять прекрасное. Взрослые должны научить его видеть красоту в природе, в труде, в искусстве. Должны научить радоваться и волноваться, слыша трель соловья, журчанье ручья, видя, как человек создаёт прекрасное своими руками, своим трудом, преображая природу и быт народа. Должны научить не оставаться равнодушным к живой природе, к хорошей картине, памятнику архитектуры, к народной песне, к музыке. Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Она будит его мысли и чувства, развивает творческую фантазию, формирует художественный вкус. Но музыка действенное средство тогда, когда она осознанно воспринимается ребёнком, когда он осмысливает преданные в ней чувства, настроения.Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку. Это воспитывает ребёнка нравственно, развивает у него хороший вкус. Ребёнок, умеющий видеть прекрасное, никогда не совершит плохого поступкаЕсли даже ваш ребёнок посещает детский сад, вы не должны оставаться в стороне от музыкального воспитания, нельзя лишать его возможности петь, плясать, слушать музыку дома. Приглядитесь, какое отношение к музыке проявляет ваш ребёнок. Если он равнодушен – это плохо! Значит, музыка не стала его потребностью. И вина семьи и педагогов здесь неоспорима. Ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Оно вызывает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, вырабатывает художественный вкус, способствует формированию эстетических идеалов, помогает ребёнку понимать прекрасное в жизни.Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.В наше время  можно найти много интересной литературы по музыкальному  воспитанию детей, диски с различными сказками, детскими песнями, а также  с муз. фильмами. Всё это помогает значительно расширить кругозор и воспитывать здоровый, требовательный, художественный вкус. А он необходим, чтобы сделать достоянием ребёнка подлинные сокровища музыкального искусства и оградить его от того, что могло бы развратить его и исказить представления о прекрасном.
Категория: Ситова И.Б. | Добавил: sitova (30.03.2016)
Просмотров: 807 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]