Вторник, 07.05.2024, 08:49
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Решитько Ю.В.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Цели:
1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, вовлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
Задачи:
• Актуализировать знания родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития воспитанников.
• Сформировать у родителей (законных представителей) представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
• Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
Предварительная работа:
Подготовить выставку для родителей (сенсорные игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми). Памятку для родителей «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
Оборудование:
Выставка «Игры для развития сенсорики»;
игры: «Чудесный мешочек» (с предметами разной величины и формы, «Золушка»(горох, фасоль, киндер – игрушки, «Мозаика из бросового материала» (пробки, пуговицы, «Рисуем на крупе»(плоские блюда, мелкая крупа, прищепки, картинки, белая бумага, клей, ножницы, пальчиковые краски красного, желтого и оранжевого цвета, ватман с изображением солнышка (без лучиков) .
Повестка:
1. Выставка игр.
2. Беседа «Сенсорное развитие ребенка».
3. Игротека.
4. Игра на рефлексию «Солнышко».
Участники: дети группы, родители, воспитатели.
Ход встречи:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас на нашем мастер – классе «Сенсорное развитие детей». Повестка нашей встречи (знакомство с повесткой).
Воспитатель показывает родителям выставку «Игры для развития сенсорики».
Беседа с родителями.
Воспитатель: Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы родителей).
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. П.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Назовите их? (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей данного возраста.
Игротека.
Игра «Чудесный мешочек»
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Воспитатель: Сенсорное развитие и развитие мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. Предложите ребёнку, а сейчас попробуйте сами, выполнить вот такое упражнение – надо взять 1 фасолинку большим и указательным пальцем, потом большим и средним, потом – большим и безымянным… получается? А деткам это выполнить очень трудно! Ну а если дома Вы будете устраивать вот такие тренировки, то мелкая моторика вашего ребёнка будет развиваться гораздо быстрее. А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка или конфета, поверьте, восторгу не будет предела)!
Игра «Мозаика из бросового материала»
Подберите по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. Д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал).
Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Воспитатель: Устали пальчики от такой ходьбы! Им тоже надо отдохнуть. Я предлагаю сделать пальчиковую гимнастику, которую очень любят Ваши малыши. Для этого нам понадобятся обычные бельевые прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:
Рано утром встал гусенок.
Пальцы щиплет он спросонок
Скорее корма дайте мне.
Мне и всей моей семье!
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов.
А можно включить всю свою фантазию и из красного круга и прищепки сделать… что?
Яблоко.
- Сегодня познакомились лишь с малой частью того, чем Вы можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком! (раздать родителям памятки, рекомендации «А давай поиграем») .

План работы с детьми:
Социально-коммуникативное развитие
• Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный… )» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
• «Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
• Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
Познавательное развитие
• Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т.д.
• Дидактические игры с малышами:
• Для зрительного восприятия
Цвет: Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи
определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание,
закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Д/и «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
Д/и «Разноцветные шары»…

Форма: Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названий
геометрических фигур.
Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
Д/и «Круг, квадрат» …
Величина: Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой —
маленький.
Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
Д/и «Большой – маленький » Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Д/и «Угости зайчика» …

• Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т.д.
• Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.
• Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
• Мозаика: настольная и напольная.
• Игры с прищепками
• Игры с блоками Дьенеша.
• Настольно-печатные дидактические игры.
Речевое развитие
• Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
• Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
• Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»…
• «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;
• Г.Балл "Желтячок" и т.д.
Художественно-эстетическое развитие
• Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
• Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
• Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
• Игра «Украсим ковер для бабушки» Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
• Игра "Укрась варежки" Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
• Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
• Рисование разноцветных дорожек
• Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
• Рисование «Цветные мячики» Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
• Рисование «Светит солнышко». Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями.
• Рисование «Травка зелёная». Учить рисовать короткие прямые отрывистые линии, закреплять знание зелёного цвета.
• Рисование красками на тему «Апельсин»
• Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
• Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
• Лепка «Шарики» Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.
• Лепка «Мандарины». Продолжать учить лепить предметы круглой формы.
и т.д.
Физическое развитие
• Подвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
• Подвижная игра «Поедем в лес» Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
• Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
• Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».
• Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
• Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
• Подвижная игра «Найди свой домик» и т.д.
Работа с родителями:
• Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего
возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
• Беседы о роли развивающих игр для малышей.
• Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
• Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Категория: Решитько Ю.В. | Добавил: syuvatkina (30.09.2022)
Просмотров: 101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]