Главная » События » Опыт работы » Канищева Н.А. |
Введение
1.Литературный обзор.
«Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок».
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство -
возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В
дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит
эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с
радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к
активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а
способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская
деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем
успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые
творческие проявления. Одним из наиболее близких
и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная
деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является
способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному
созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается
оригинальностью вариативностью, гибкостью, подвижностью. Формирование творческой личности – одна из важных
задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней
начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия,
в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и
приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем
интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения,
творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной
работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику
использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Развитие способности адаптироваться к быстро меняющимся
условиям жизни, а также творческих способностей детей должно протекать в
условиях побуждения к созидательно - поисковой деятельности, которая в полной
мере может быть обеспечена изобразительным творчеством. Показателями творческой
свободы являются оригинальность, индивидуальная неповторимость художественных
образов, созданных детьми. Чем больше своеобразного, нового внесено в работу,
тем она ценнее для автора - создателя. Проявлением детского творчества является
не только достаточный уровень развития активности и самостоятельности в
организации и осуществления деятельности. Высокий уровень самостоятельности
характеризуется тем, что ранее усвоенные изобразительные приемы
трансформируются в средства выражения субъективно-оценочного отношения ребенка
к содержанию занятия. Выполнение работы протекает на фоне яркого эмоционального
переживания, активности умственных и практических умений. В формировании
творчества особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение
порождает новые образы, составляющие основу творчества. Аппликация (от латинского слова – прикладывание)
– один из видов художественной деятельности, основанной на вырезании, наложении
различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Приобщение ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту
окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании
мира, но и в активном его познании, преобразовании. Аппликация - наиболее
простой и доступный способ создания художественных работ, при котором
сохраняется реалистическая основа самого изображения. Знакомясь с материалами,
техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и
пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме,
образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с
окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания
иллюстраций, картин, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых
действий, требующих от ребёнка достаточно высокого уровня развития
изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения,
сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И
наоборот, если ребёнок хорошо владеет приёмами вырезания, наклеивания внимание
его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что
приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к
работе. Это возможно когда умело, регулируется и применяется наиболее
эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но
чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного
применения усвоенных знаний и умений. Во время работы
знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические
фигуры, цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и
объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве,
ориентироваться на листе бумаги. В процессе аппликации ребенок испытывает
разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам,
огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение,
ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его
представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать
качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать
изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между
собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от
грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают
радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное
эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него
изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности,
но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения
психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного
предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно
выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое
проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему
своей аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога,
определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося
интересные дополнения . Ребёнок усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии,
совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путём
анализа допущенной ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается
речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений. Они
учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные
фигуры, правильно называют величинные понятия. Эти знания дошкольники
целенаправленно применяют в практической деятельности. В
настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к
традиционной технике обучения детей аппликации, а именно: 1.
Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и
растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на
картонной основе. 2.
Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей;
изображать сюжет. 3.
Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги:
вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой
прикрепления их к основе. 4. Составлять изображение предмета (сюжета)
используя технику оригами. И
редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные
техники работы аппликации. Работа с
различными материалами, в различных художественных техниках расширяет
возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление,
творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными
техниками бумаги и другими материалами
доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое
огорчение, если образ не получился. Формирование творческой личности - одна из наиболее важных
задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее
эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском
саду и школе. В процессе ее ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется
созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается,
стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о
предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных
возможностях изобразительного искусства. Философы и психологи
подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности - это
создание объективного нового, ранее не создаваемого произведения. Что
представляет собой изобразительное творчество ребенка дошкольного возраста? Специфика
детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создать объективно новое
ребенок по целому ряду причин (отсутствие определенного опыта, ограниченность
необходимых знаний, навыков, умений и другое) не может. И, тем не менее,
детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение.
Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе этой
деятельности в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие,
имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована
не только семья, но и общество. Творческая личность - это достояние всего
общества. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но
субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для
конкретного индивида, но и для общества. Многие специалисты, анализируя детское
творчество и выделяя его сходство с творческой деятельностью взрослого
художника, отмечали его своеобразие и огромную значимость. Изобразительная работа детей как прообраз деятельности
взрослого заключает в себе общественно-исторический опыт поколений. Ребенок
не может усвоить данный опыт самостоятельно. Именно взрослый является носителем
и передатчиком всех знаний и умений. Сам изобразительный труд, включающий
рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской
личности. Творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от
привычного обучения. Формирования этих черт, может начинаться в дошкольном
возрасте на занятиях по рисованию, лепке, аппликации.
| |
Просмотров: 448 | |
Всего комментариев: 0 | |