Главная » События » Консультации » Решитько Ю.В. |
Рекомендации для родителей по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста. Речь — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком. Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно. Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни. Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления. Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Ваш ребёнок скоро пойдёт в школ. Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма. Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Игры: 1.«четвёртый лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика. 2. «посчитай». Считаем всё, что можно посчитать.Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблок, пять красных яблок и т. д. 3.«скажи наоборот». Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех-, лето-, день-, холод- ,север- … и т. п. Глаголы: пришёл-, нырнул- … Прилагательные: широкий-, маленький-, богатый-… и т. п. Наречия: далеко-, высоко- … 4. «подбери слово». Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме,н-р: «назови фрукт, название которого начинается со звука а» (апельсин, абрикос, ананас) 5. «отгадай загадку». Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (репка). Загадывайте детям описательные загадки,н-р: это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (помидор) 6. «подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи. Например:кого в лесу больше: ёлок или деревьев? 7. «расскажи стихотворение». Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. 8. «расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам. Рекомендации Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. • не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту. • в общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу. • не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит Развитие ребенка. • своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. • если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо,напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша. • не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ? | |
Просмотров: 153 | |
Всего комментариев: 0 | |