Вторник, 21.05.2024, 08:28
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Консультации » Решитько Ю.В.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников с использованием фольклора».
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников с использованием фольклора».

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков, красок неба, воды, листьев…

Умение «смотреть» и «видеть»«слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, воспитывается.

Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни.

В этом сложном познании мира природы велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка.

Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор (загадки, пословицы, поговорки, сказки, заклички). Они помогают быстро добиться успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике.

Свойства явлений природы, сезонные изменения погоды, можно предложить детям выразить с помощью заклички.

«Солнышко-ведрышко

Выгляни в окошко

Твои детки плачут

По камушкам скачут».

Закличку можно использовать в инсценировке «Встреча зимы».

«А вы, люди знайте, сани снаряжайте

Зиму встречайте, мороз величайте!

С глубокими снегами, с долгими вечерами!»

Ребенок усваивает отношение к родной природе не только через слово, но главным образом

Через поступки взрослых. Они «открывают» духовные чисто человеческие ценности своим восприятием мира. Приведем пример.

Ребенок видит красивый цветок и бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит завтра на этой тропинке,

не будет звенеть, не будет кивать своей головкой«Здравствуй Сашенька!». И нам будет грустно».

Так мама формирует у ребенка доброе, ласковое, нежное чувство- чувство любви к живому.

Или стоя у березки, мама и ребенок хлопают в ладоши. Мама читает стихи:

У красы березки

Платье серебристое,

У красы- березки

Зелены косицы.

Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку:

Со двора к березки

Выбежали козы

Стали гнуть березку,

А березка - в слезы!

Мама и ребенок берутся за руки и идут хороводом вокруг деревца.

Защищать березку

Выбежим гурьбой,

Чтоб росла березка,

Выросла большой!

Потом кланяются березке, гладят рукой ее белый ствол.

Такие сценки и словом, и игровым действием воспитывают любовь к природному окружению.

Разговаривая с объектом живой природы (с березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и ответным чувствам к доброму поступку ребенка.

Вводя в наблюдения ребенка, элементы поэзии детского фольклора, необходимо рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее красотой.

Природа-это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать, через пословицы, поговорки, ребенка можно познакомить с явлениями природы, научить не только замечать изменения в природе, но и радоваться им. 

Например:

Апрель-с водою, а май с травою.

Береги нос в сильный мороз.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Главное научить замечать необыкновенное в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению, запаху и т. д.

Одним из малых форм устного народного творчества является загадка. Использование загадок, дает наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит.

(Речка)

Хлеба краюшка висит над избушкой

Собаки лают, а достать не могут.

(Месяц).

Вырос мягкий стебелек

Он и ростом не высок

Достает до ног едва

Называется (трава).

Очень важно, чтобы речь взрослого не только точно отражала свойства природного объекта но и соответствовала эстетическому чувству, возникающему при его восприятии.

Помощником образного, яркого, эстетического отражения явлений природы в слове является художественная литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, М. Пришвина и других авторов.

Книги о природе и животных имеют позитивную составляющую. Они добрые и интересные, что является благоприятной почвой для воспитания и развития ребенка.

1. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в данный сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью- сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой- рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр.

В любое время года находите материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребенка. Передавайте ребенку свою способность чувствовать природу используя, малые фольклорные формы.

Категория: Решитько Ю.В. | Добавил: reshitko (09.01.2020)
Просмотров: 227 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]