Главная » События » Консультации » Решитько Ю.В. |
Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников с
использованием фольклора». Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не
все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие
оттенков, красок неба, воды, листьев…
Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от
рождения в готовом виде, воспитывается. Природа повседневно воздействует на
ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все
же в царстве природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения,
идущие от самой жизни. В этом сложном познании мира природы
велика роль взрослого, он должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Неоценимую помощь в экологическом воспитании оказывает фольклор (загадки, пословицы, поговорки, сказки, заклички). Они
помогают быстро добиться успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на
практике. Свойства явлений природы, сезонные изменения
погоды, можно предложить детям выразить с помощью заклички. «Солнышко-ведрышко Выгляни в окошко Твои детки плачут По камушкам скачут». Закличку можно использовать в инсценировке «Встреча зимы». «А вы, люди знайте, сани снаряжайте Зиму встречайте, мороз величайте! С глубокими снегами, с долгими
вечерами!» Ребенок усваивает отношение к родной
природе не только через слово, но главным образом Через поступки взрослых. Они «открывают» духовные чисто человеческие ценности
своим восприятием мира. Приведем
пример. Ребенок видит красивый цветок и
бросается к нему, желая сорвать, но мама отводит его ручку: «Подожди, посмотри, какой красивый цветок! Не
будем его срывать. Если сорвем, колокольчик завянет и умрет. Он нас не встретит
завтра на этой тропинке, не будет звенеть, не будет кивать
своей головкой: «Здравствуй Сашенька!».
И нам будет грустно». Так мама формирует у ребенка доброе,
ласковое, нежное чувство- чувство любви к живому. Или стоя у березки, мама и ребенок
хлопают в ладоши. Мама читает стихи: У красы березки Платье серебристое, У красы- березки Зелены косицы. Затем мама показывает «рожки», как бы бодает березку: Со двора к березки Выбежали козы Стали гнуть березку, А березка - в слезы! Мама и ребенок берутся за руки и идут
хороводом вокруг деревца. Защищать березку Выбежим гурьбой, Чтоб росла березка, Выросла большой! Потом кланяются березке, гладят рукой ее
белый ствол. Такие сценки и словом, и игровым
действием воспитывают любовь к
природному окружению. Разговаривая с объектом живой природы (с
березкой, травкой, елочкой, наделяя его человеческими качествами и ответным
чувствам к доброму поступку ребенка. Вводя в наблюдения ребенка, элементы
поэзии детского фольклора,
необходимо рассказывать о добром отношении человека к природе, восхищаясь ее
красотой. Природа-это бесконечный источник
эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать, через пословицы,
поговорки, ребенка можно познакомить с явлениями природы, научить не только
замечать изменения в природе, но и радоваться им. Например: Апрель-с водою, а май с травою. Береги нос в сильный мороз. Весна красна цветами, а осень снопами. Главное научить замечать необыкновенное
в обыкновенном, сопровождать чувственное познание словом, развивать
ориентировку в предметах живой и неживой природы по форме, цвету, строению,
запаху и т. д. Одним из малых форм устного народного
творчества является загадка. Использование загадок,
дает наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления. Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (Речка) Хлеба краюшка висит над избушкой Собаки лают, а достать не могут. (Месяц). Вырос мягкий стебелек Он и ростом не высок Достает до ног едва Называется (трава). Очень важно, чтобы речь взрослого не
только точно отражала свойства природного объекта но и соответствовала
эстетическому чувству, возникающему при его восприятии. Помощником образного, яркого,
эстетического отражения явлений природы в слове является художественная
литература. Дети любят рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, М. Пришвина и других
авторов. Книги о природе и животных имеют
позитивную составляющую. Они добрые и интересные, что является благоприятной
почвой для воспитания и развития ребенка. 1. Каждое время года имеет свои
неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей
действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы,
которые интересны в данный сезонный период: летом
обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов;
осенью- сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой-
рассмотреть строение ветвей деревьев, заметить различные свойства снега и пр. В любое время года находите материал в
природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребенка.
Передавайте ребенку свою способность чувствовать природу используя, малые фольклорные формы. | |
Просмотров: 227 | |
Всего комментариев: 0 | |