Методические рекомендации по организации детско-родительского клуба
на базе дошкольного образовательного учреждения
Рогожкина Н. В., воспитатель МБДОУ д/с № 42
Организация и функционирование детско-родительский клуб раскрывает сегодня качественно новые возможности, как для семьи, так и для дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей (законных представителей).
Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед ДОУ широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:
- отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
- вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы в зависимости от особенностей и потребностей каждой семьи;
- отказаться от "добровольно-принудительной" основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей (законных представителей) в мероприятиях;
- перейти от разовых бессистемных мероприятий к планомерной, систематической, последовательной работе с семьями воспитанников.
Цель деятельности детско-родительского клуба – комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогом ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений; повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Основными задачами работы детско-родительского клуба являются:
- психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей конкретной семьи;
- создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия родителей (законных представителей) с ребенком;
- построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями (законными представителями) в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОУ и семьи;
- подключение "родительского ресурса" к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;
- создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей.
Технология организации и функционирования детско-родительского клуба имеет четкую структуру, включающую определенные компоненты. Так, методологический компонент включает актуальность, целеполагание, новизну и критерии оценки эффективности работы. На основе методологического компонента определены составляющие процессуального компонента технологии: этапы, а также задачи, содержание, формы и методы работы на каждом из них.
На первом – подготовительном – этапе работа строится по следующим направлениям:
- создание условий для организации детско-родительского клуба;
- разработка положения о детско-родительском клубе;
- распределение обязанностей специалистов ДОУ;
- планирование деятельности детско-родительского клуба;
- информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба;
- изучение особенностей, потребностей семей.
Второй – основной – этап реализуется в двух взаимосвязанных блоках: инвариантном (взаимодействие со всем контингентом родителей (законных представителей)) и вариативном (взаимодействие с дифференцированными группами родителей (законных представителей)).
Инвариантный блок – это фундамент их дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения. В процессе взаимодействия родителям (законным представителям) оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка дошкольного возраста, обогащения палитры содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития. Кроме того, у них формируется умение применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других взрослых членов семьи.
На основе полученных в результате изучения семей данных, формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей (законных представителей). Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, трудностей и потребностей семей. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.
На третьем – контрольном – этапе происходит оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
Показателями эффективности работы детско-родительского клуба являются:
- снижение конфликтности в работе педагогов и родителей (законных представителей);
- повышение посещаемости мероприятий;
- более высокая активность родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе;
- увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов ДОУ;
- изменение характера запросов при консультировании.
ВИДЫ СЕМЕЙНЫХ КЛУБОВ
Вид клуба
|
Содержание работы
|
Клуб
будущих родителей
|
Психологическая поддержка будущих родителей, подготовка всех членов семьи к принятию малыша, содействие в создании благоприятных условий для развития ребенка с первых дней жизни
|
Клуб семей
с детьми раннего возраста, не посещающих ДОУ
|
Оказание психолого-педагогической помощи родителям в подготовке ребенка к поступлению в ДОУ, организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных видов игр и продуктивной деятельности, обогащение семейного досуга
|
Клуб семей воспитанников среднего возраста 4-5лет, посещающих детский сад
|
Оказание психолого-педагогической помощи родителям, организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных видов игр и продуктивной деятельности, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста, обогащение семейного досуга
|
Клуб
«Молодая семья»
|
Формирование у молодых родителей серьезного отношения к семье, взаимоуважения, пропаганда семейного образа жизни, оказание социальной, психологической, медицинской помощи
|
Клуб
родителей будущих первоклассников
|
Формирование у родителей знаний о составляющих готовности детей к школе, помощь в подготовке ребенка к поступлению в школу
|
Клуб
многодетных семей
|
Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, пропаганда положительного семейного воспитания, оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции
|
Клуб неполных семей
|
Оказание психолого-педагогической помощи родителям, содействие в формировании благоприятного внутрисемейного климата
|
Клуб прародителей
|
Профилактика конфликтов по вопросам воспитания детей между членами семьи разных поколений, психологическая помощь в принятии новых социальных ролей бабушек и дедушек
|
Клуб для пап
|
Повышение роли отца в развитии ребенка, активное включение пап в процесс воспитания детей посредством совместной деятельности
|
АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
детско-родительского клуба
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ
в инвариантном блоке взаимодействия с семьей
- Что может детский сад? Задачи и направления воспитательно-образовательной работы детского сада.
- Дошкольный период – особая пора.
- Нравственное воспитание в семье и детском саду.
- Игра в жизни ребенка.
- Маленький гражданин.
- Физическое воспитание и развитие дошкольника в семье.
- Безопасный дом.
- Социальное развитие в дошкольном возрасте.
- Развитие творчества в дошкольном возрасте.
- Маленький исследователь: познавательное развитие ребенка.
- Мама и папа, их воспитательная роль в семье.
- Роль бабушек и дедушек в жизни ребенка.
для семей с детьми раннего возраста
- Ранний возраст: особенности, задачи и пути развития.
- Адаптация к детскому саду малыша и … (мамы).
- Игрушка и антиигрушка в жизни малыша.
- Играем вместе с малышом.
- Кризис трех лет или как устанавливать запреты?
- Родительское внушение.
- Телевизор и компьютер входит в жизнь малыша.
- Стиль семейных отношений и душевный покой ребенка.
- Ум на кончиках пальцев.
- Родители и ребенок: вопросы наказаний и поощрений.
- Семейные традиции в воспитании ребенка.
- Семейное чтение.
для семей будущих первоклассников
- Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения.
- Подготовка к школе: на что направить усилия?
- Мотивационная готовность к школе и пути ее формирования.
- Подготовка руки ребенка к письму.
- Рабочее место первоклассника.
- Готовим к школе … (маму).
- Играем в школу.
для родителей детей с трудностями в поведении
- Гиперактивный ребенок и тактика поведения с ним.
- Агрессивность в дошкольном возрасте: причины и коррекция.
- Медлительные дети.
- Детские страхи и их причины.
- Маленькие жадины.
- Как помочь застенчивому ребенку.
для одиноких родителей
- Ребенок в «карусели» детско-родительских отношений.
- Опыт семейного воспитания – родителям.
- О роли отца в воспитании малыша.
- Эмоциональное самочувствие ребенка в детском рисунке.
- Родители как психотерапевты для своего ребенка.
- Как помочь ребенку пережить потерю одного из родителей.
для многодетных родителей
(в т. ч. для родителей-воспитателей семейных детских садов)
- Как научить детей дружить в семье?
- Семейный театр – традиция многодетной семьи.
- Скоро будет пополнение. Готовимся вместе с детьми.
- Семейный совет: неограниченные возможности.
- Разновозрастный детский коллектив – особенности построения взаимоотношений.
- Как научить детей договариваться?
- Маленькие помощники – трудовое воспитание в семье.
Основные условия проведения семинаров для родителей
- Ведущий семинара должен обладать базовыми знаниями в области педагогики и психологии.
- Оптимальное число участников – 8–20 чел.
- Просторное и хорошо проветриваемое помещение.
- Наличие стульев по числу участников (желательно не массивных, так как во время работы в подгруппах стулья нужно передвигать).
- Наличие доски (медиа или интерактивной).
- Наличие аудиотехники (желательно наличие видеотехники).
- Заранее подготовленныебейджи с именами участников.
- Заранее подготовленный раздаточный материал по теме.
Формы работы детско – родительского клуба
- консультирование;
- дискуссия;
- деловая игра;
- тренинг;
- театрализация;
- памятки для родителей;
- семинары;
- совместное развлечение.
|