Четверг, 26.12.2024, 04:08
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Программы » Рогожкина Н.В.

Методические рекомендации по организации детско-родительского клуба

Методические рекомендации по организации детско-родительского клуба

на базе дошкольного образовательного учреждения

 

Рогожкина Н. В.,  воспитатель МБДОУ д/с № 42

Организация и функционирование детско-родительский клуб раскрывает сегодня качественно новые возможности, как для семьи, так и для дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ). Семья дошкольника остро нуждается в компетентной помощи, а клубная работа – оптимальный вариант дифференцированного сопровождения и просвещения родителей (законных представителей).

Наряду с этим, клубная работа раскрывает перед ДОУ широчайшие возможности для организации совместной работы, поскольку позволяет:

  • отказаться от практики массовой просветительской деятельности и организовать совместное детско-родительское взаимодействие в сопровождении специалистов;
  • вместо ориентировки на общий контингент, организовать дифференцированные группы в зависимости от особенностей и потребностей каждой семьи;
  • отказаться от "добровольно-принудительной" основы и руководствоваться принципом добровольного участия родителей (законных представителей) в мероприятиях;
  • перейти от разовых бессистемных мероприятий к планомерной, систематической, последовательной работе с семьями воспитанников.

Цель деятельности детско-родительского клуба – комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогом ДОУ, гармонизация детско-родительских отношений; повышение компетенции родителей в вопросах воспитания и образования детей.

Основными задачами работы детско-родительского клуба являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей конкретной семьи;
  • создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия родителей (законных представителей) с ребенком;
  • построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями (законными представителями) в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях ДОУ и семьи;
  • подключение "родительского ресурса" к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;
  • создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей.

Технология организации и функционирования детско-родительского клуба имеет четкую структуру, включающую определенные компоненты. Так, методологический компонент включает актуальность, целеполагание, новизну и критерии оценки эффективности работы. На основе методологического компонента определены составляющие процессуального компонента технологии: этапы, а также задачи, содержание, формы и методы работы на каждом из них.

На первом – подготовительном – этапе работа строится по следующим направлениям:

  • создание условий для организации детско-родительского клуба;
  • разработка положения о детско-родительском клубе;
  • распределение обязанностей специалистов ДОУ;
  • планирование деятельности детско-родительского клуба;
  • информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба;
  • изучение особенностей, потребностей семей.

Второй – основной – этап реализуется в двух взаимосвязанных блоках: инвариантном (взаимодействие со всем контингентом родителей (законных представителей)) и вариативном (взаимодействие с дифференцированными группами родителей (законных представителей)).

Инвариантный блок – это фундамент их дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения. В процессе взаимодействия родителям (законным представителям) оказывается помощь в овладении системой психолого-педагогических знаний об особенностях и закономерностях формирования личности ребенка дошкольного возраста, обогащения палитры содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития. Кроме того, у них формируется умение применять психолого-педагогические знания в практике повседневного взаимодействия со своим ребенком, согласовывать свои действия с действиями других взрослых членов семьи.

На основе полученных в результате изучения семей данных, формируется вариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей (законных представителей). Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, трудностей и потребностей семей. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.

На третьем – контрольном – этапе происходит оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Показателями эффективности работы детско-родительского клуба являются:

  • снижение конфликтности в работе педагогов и родителей (законных представителей);
  • повышение посещаемости мероприятий;
  • более высокая активность родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательном процессе;
  • увеличение количества индивидуальных консультаций педагога-психолога и других специалистов ДОУ;
  • изменение характера запросов при консультировании.

 

ВИДЫ СЕМЕЙНЫХ КЛУБОВ

Вид клуба

Содержание работы

Клуб

будущих родителей

Психологическая поддержка будущих родителей, подготовка всех членов семьи к принятию малыша, содействие в создании благоприятных условий для развития ребенка с первых дней жизни

Клуб семей

с детьми раннего возраста, не посещающих ДОУ

Оказание психолого-педагогической помощи родителям в подготовке ребенка к поступлению в ДОУ, организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных видов игр и продуктивной деятельности, обогащение семейного досуга

 

Клуб семей воспитанников  среднего возраста 4-5лет,  посещающих детский сад

Оказание психолого-педагогической помощи родителям, организация общения детско-родительского коллектива в ходе различных видов игр и продуктивной деятельности, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания детей дошкольного возраста, обогащение семейного досуга

Клуб

«Молодая семья»

Формирование у молодых родителей серьезного отношения к семье, взаимоуважения, пропаганда семейного образа жизни, оказание социальной, психологической, медицинской помощи

 

Клуб

родителей будущих первоклассников

Формирование у родителей знаний о составляющих готовности детей к школе, помощь в подготовке ребенка к поступлению в школу

Клуб

многодетных семей

Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, пропаганда положительного семейного воспитания, оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции

 

Клуб неполных семей

Оказание психолого-педагогической помощи родителям, содействие в формировании благоприятного внутрисемейного климата

 

Клуб прародителей

Профилактика конфликтов по вопросам воспитания детей между членами семьи разных поколений, психологическая помощь в принятии новых социальных ролей бабушек и дедушек

 

Клуб для пап

Повышение роли отца в развитии ребенка, активное включение пап в процесс воспитания детей посредством совместной деятельности

 

 

АЛГОРИТМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

детско-родительского клуба

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МЕРОПРИЯТИЙ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ

 

в инвариантном блоке взаимодействия с семьей

  • Что может детский сад? Задачи и направления воспитательно-образовательной работы детского сада.
  • Дошкольный период – особая пора.
  • Нравственное воспитание в семье и детском саду.
  • Игра в жизни ребенка.
  • Маленький гражданин.
  • Физическое воспитание и развитие дошкольника в семье.
  • Безопасный дом.
  • Социальное развитие в дошкольном возрасте.
  • Развитие творчества в дошкольном возрасте.
  • Маленький исследователь: познавательное развитие ребенка.
  • Мама и папа, их воспитательная роль в семье.
  • Роль бабушек и дедушек в жизни ребенка.

 

для семей с детьми раннего возраста

  • Ранний возраст: особенности, задачи и пути развития.
  • Адаптация к детскому саду малыша и … (мамы).
  • Игрушка и антиигрушка в жизни малыша.
  • Играем вместе с малышом.
  • Кризис трех лет или как устанавливать запреты?
  • Родительское внушение.
  • Телевизор и компьютер входит в жизнь малыша.
  • Стиль семейных отношений и душевный покой ребенка.
  • Ум на кончиках пальцев.
  • Родители и ребенок: вопросы наказаний и поощрений.
  • Семейные традиции в воспитании ребенка.
  • Семейное чтение.

для семей будущих первоклассников

  • Кризис 7 лет: особенности и тактика поведения.
  • Подготовка к школе: на что направить усилия?
  • Мотивационная готовность к школе и пути ее формирования.
  • Подготовка руки ребенка к письму.
  • Рабочее место первоклассника.
  • Готовим к школе … (маму).
  • Играем в школу.

для родителей детей с трудностями в поведении

  • Гиперактивный ребенок и тактика поведения с ним.
  • Агрессивность в дошкольном возрасте: причины и коррекция.
  • Медлительные дети.
  • Детские страхи и их причины.
  • Маленькие жадины.
  • Как помочь застенчивому ребенку.

для одиноких родителей

  • Ребенок в «карусели» детско-родительских отношений.
  • Опыт семейного воспитания – родителям.
  • О роли отца в воспитании малыша.
  • Эмоциональное самочувствие ребенка в детском рисунке.
  • Родители как психотерапевты для своего ребенка.
  • Как помочь ребенку пережить потерю одного из родителей.

для многодетных родителей

(в т. ч. для родителей-воспитателей семейных детских садов)

  • Как научить детей дружить в семье?
  • Семейный театр – традиция многодетной семьи.
  • Скоро будет пополнение. Готовимся вместе с детьми.
  • Семейный совет: неограниченные возможности.
  • Разновозрастный детский коллектив – особенности построения взаимоотношений.
  • Как научить детей договариваться?
  • Маленькие помощники – трудовое воспитание в семье.

 

Основные условия проведения семинаров для родителей

  • Ведущий семинара должен обладать базовыми знаниями в области педагогики и психологии.
  • Оптимальное число участников – 8–20 чел.
  • Просторное и хорошо проветриваемое помещение.
  • Наличие стульев по числу участников (желательно не массивных, так как во время работы в подгруппах стулья нужно передвигать).
  • Наличие доски (медиа или интерактивной).
  • Наличие аудиотехники (желательно наличие видеотехники).
  • Заранее подготовленныебейджи с именами участников.
  • Заранее подготовленный раздаточный материал по теме.

 

Формы работы детско – родительского клуба

- консультирование;

- дискуссия;

- деловая игра;

- тренинг;

- театрализация;

- памятки для родителей;

- семинары;

- совместное развлечение.


 

Категория: Рогожкина Н.В. | Добавил: admin (25.12.2015)
Просмотров: 2871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]