Главная » События » Опыт работы » Сюваткина А.С. |
Экологическая
культура – часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая
взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности,
фундамент которой составляет достоверные знания, практические умения,
направленные на охрану природы. Важной подсистемой
экологической культуры является отношение к самой природе. Такое отношение
всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и выражается в поступках,
практических действиях, а так же в самой
деятельности. В формировании
экологических знаний, я использую
фольклор, так как этот процесс является увлекательным,
занимательным и познавательным. В настоящее время
дошкольная педагогическая практика испытывает следующие затруднения: - отсутствует
система перспективного планирования и подачи музыкально - экологического
материала; - недостаточно конкретного материала, разработок
сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения; - дети недостаточно
хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы. Методика
экологических занятий с дошкольниками на тему фольклорных произведений
разработана недостаточно. Этим и обоснована необходимость приобщать детей к
формировании экологических знаний через фольклор. Природа повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает,
порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве
природы, он имеет первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от
самой жизни. Здесь он первооткрыватель, исследователь, а порой и неудачник. Не
сразу удается перейти через канавку, перешагнуть через ручеек, так как нет достаточного
опыта, нет умения определить расстояние «на глазок». И не от рождения мы знаем,
что крапива «кусается», а репейник «пристает» ... Взрослые ведут
ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом
мире. Вот тут – то нам на помощь и приходит детский фольклор. Неслучайно
слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как
«народная мудрость». Детский фольклор –
разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для дошкольников.
Особенность его в том что он объединяет в себе: стихи, песни, игровые приемы,
танец. Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как
родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают
поколения, наполняясь живительной силой. И звучат из поколения в поколение
материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, подговорки, басенки. Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится,
это очевидно. Вместе с тем до последнего времени оставалось загадкой активирующее
воздействие фольклорных произведений на ребенка. Ребенок, как губка,
впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно
ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор
органично входит в повседневную жизнь малыша. Использование
детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их
определение условно, так как задачи решаются в комплексе. Первое направление
– это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений
между взрослыми. Второе направление
– выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек,
прибауток, закличек, приговорок и т.д. Особое место в
работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке,
веселью, детской радости. В этом незаменимы докучные сказочки, конечно, игры,
дразнилки, шутливые диалоги. Детский фольклор стимулирует творческие проявления
ребенка, будит фантазию, обогащает личность, жизнь ребенка становится более
интересной и содержательной Таким образом, мы можем увидеть, что
произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но и
разнообразны по тематике (это и времена
года, и птицы, и животные, разнообразные
трудовые процессы), то есть то что ребёнок выполняет ежедневно. Во время
занятий, прогулок и наблюдений за окружающей средой, с детьми разучивали заклички, припевки, загадки, народные песни, чтение сказок, которые в последствии
применяли в повседневной жизни . Темы фольклорных занятий построены в форме увлекательного путешествия в
прошлое: познавательного, занимательного мини-спектакля; комплекса игр,
объединенных общим содержанием и сюжетом. Фольклорные занятия отличаются гибкой структурой, возможностью варьирования
разных видов деятельности, что обусловлено
эмоциональным состоянием, настроением, инициативностью детей группы. Одной из
привлекательных форм приобщения к фольклору является народный театр, в котором
соединены различные виды искусства или их элементы, традиции и импровизация,
сатира, комизм. В данной работе
используются сказки с несложным сюжетом и небольшим объемом текста, что
позволяет детям выбрать роль по душе и предоставляет возможность импровизации
на знакомом фольклорном материале. Органично вплетаются в канву сказки и
преображают ее детские дразнилки (своеобразные юмористические характеристики
героев), потешки, заклички, небылицы. Особое место в музыкально – театрализованных
представлениях отводится
народной музыке - это календарные обрядовые песни, хороводы и игры с пением. | |
Просмотров: 227 | |
Всего комментариев: 0 | |