Вторник, 16.07.2024, 11:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Сюваткина А.С.

Подборка практического материала по формированию количественных представлений у детей дошкольного возраста.

Игровое упражнение «Где – много, где – мало?»

Цель: Различение групп предметов по количеству (меньше – больше, мало – много), называние количественных отношений групп предметов.

Материалы: Игрушки (кукла, мишка, мячики, кубики).

Способ выполнения.

Взрослый создает ситуацию: кукла играет с мячиками, их у нее шесть. Рядом мишка играет, у него тоже мячики, их три (мячики разного размера, цвета). Педагог рассказывает:

- Вернулись кукла и мишка из магазина и сразу стали играть в новые игрушки. Что они купили? Что купила кукла? Сколько у нее мячиков? (много) Что купил мишка? Сколько? (три)

- У кого больше мячиков у мишки или у куклы? Правильно, у куклы. Давайте рассмотрим мячики куклы: один, еще один, еще один и т.д. (до 6) Вот как их много.

- Посмотрите на мишкины мячики: один, еще один, еще один – и все. Больше нет. Всего три.

- У кого много мячиков? У кого мало? Да правильно вы сказали: у куклы много мячиков, а у мишки мало. У него меньше мячиков, чем у куклы. У куклы – больше.

Кукла и мишка попросили заменить им игрушки: теперь они хотят играть с кубиками. Давайте поделим кубики между куклой и мишкой. Мишка просил, чтобы у него было кубиков больше, чем у куклы. («Ведь я большой», - говорит мишка).

Кукле приносят два кубика, мишке – много (7-8), раскладывают их так, чтобы неравенство было заметно. Пользуются словами «много», «мало». Сравнивают и выявляют количественные отношения.

Игровое упражнение «Разноцветные шары»

Цель: учить выявлять сходство в предметах, распределять предметы по признаку цвета, выделять счетное количество «один» и совокупность «много».

Материал: цветные коробки (по количеству детей), разноцветные шарики (одинакового цвета с коробками).

Способ выполнения.

Воспитатель раздает коробки детям.

- Тесно шарикам жить в одной коробке, и решили они пожить врозь. У кого живет этот шарик? (показывает зеленый шарик) Почему ты так думаешь? Правильно, у тебя коробка зеленая. Зеленый шарик будет жить в ней. Чем же похожи шарик и коробка? (цветом)

Таким образом, воспитатель раздает детям остальные шарики. Если кто-то не попросит шарик, взрослый его спрашивает: «А к твоей коробке этот шарик подходит? Не подходит? Какого цвета тебе дать шарик? почему желтого? Правильно, коробка желтая».

- У кого в коробке только один шарик? Посмотрите, у Кати и Тани только один шарик в коробке. (Дает девочкам по шарику) Кто скажет, сколько теперь у Кати шариков – один или не один? У кого много шариков? А у меня сколько? (ни одного).

Далее, используя запасные шарики, воспитатель дает ребенку, у которого несколько шариков одного цвета, еще один, но другого цвета и спрашивает: «Каких шариков теперь у Коли много? А про какой можно сказать, что этот шарик один? (желтый один, а синих много)».

Игровое упражнение «В лесу»

Цель: Учить составлять группу из отдельных предметов, учить различать «много» и «один».

Материал: грибы, корзинка, медведь.

Способ выполнения.

- Ребята, мы оказались в лесу. Посмотрите как много грибов. А вот и мишка медведь пришел в лес. Смотрите, у него корзинка. Сейчас он будет собирать грибы, считать он не умеет. Давайте поможем ему. Мишка сорвал гриб и не знает, сколько грибов он сорвал. Дети, сколько грибов сорвал мишка? Один. Правильно, мишка положил один гриб в корзину. Мишка еще нашел гриб. Сколько еще грибов он сорвал? (Воспитатель показывает один гриб детям. Ответ: один гриб).Смотрите, мишка нашел еще один гриб (кладет в корзинку), еще один, еще один, еще один. Все грибы мишка собрал. Сколько же грибов осталось в лесу? Ни одного.

- Ну-ка мишка покажи, сколько у тебя грибов в корзине. Сколько у мишки грибов? Много. Видите, мишка собирал по одному грибу, а собрал много.

Мишка ревет.

- Ты что хочешь сказать мишка? Ну, скажи мне на ухо. Дети, он говорит, что хочет вам отдать грибы. По сколько ты, мишка, хочешь раздать грибов детям?

Мишка рычит.

- Он говорит, по одному. Раздай, мишка, свои грибы. А вы, дети, посмотрите, не ошибся ли мишка, всем ли он будет давать по одному грибу.

- Сколько грибов мишка дал Тане? Сколько Саше? Мишка раздал грибы, на всех у него даже не хватило. Посмотрите, сколько в корзине у мишки грибов? Ни одного. А сколько их у Саши? У Тани?

Мишка опять ревет.

- Ты что, мишка? Скажи мне. Дети, мишка увидел, что у него в корзине не осталось ни одного гриба и плачет. Давайте отдадим ему грибы.

Воспитатель с корзиной и мишкой подходят к детям, дети кладут грибы.

- Один гриб положила Таня, один – Саша. Все положили по одному грибу. Сколько у мишки стало грибов? Много. Понес мишка грибы домой.

Игра «Что изменилось»

Цель: Развивать память, учить различать «много» и «один».

Материал: елки, грибы, зайчики.

На столе перед детьми стоит много елочек и один грибок.

- Дети, сейчас поиграем в игру «Что изменилось». Посмотрите, что вы видите на столе? Сколько елок? Сколько грибов? Сейчас вы закроете глаза, а потом откроете и скажите, что изменилось.

Воспитатель оставляет одну елочку и ставит много грибов. Дети открывают глаза и говорят, сколько елочек и грибов было и сколько их стало. После этого воспитатель ставит много елочек и много грибов, затем один гриб и одну елочку. Усложнение состоит в том, что воспитатель может заменить игрушки. Например, поставить одного зайчика и много елок. В дальнейшем можно использовать три вида игрушек.

 

Упражнения по обучению детей счету (по Л. М. Леушиной).

«Числовая лесенка» — карточка с пятью полосками или карточка с десятью полосками для раскладывания на них кружков в виде «числовой лесенки» в пределах первого пятка или первого и второго пятка (Приложение 2 рис.1). К ней даются двусторонние кружки для раскладывания в возрастающем количестве.

Цель: дать наглядный образ натурального ряда чисел, помочь детям уяснить связи между порядковым и количественным числом (на десятой полоске - десять кружков, на седьмой полоске - семь кружков и т.д.).

Задания могут быть двоякими:

а) раскладывать кружки в возрастающем количестве;

б) раскладывать кружки в убывающем количестве.

Пособие рассчитано на детей пятого года жизни (счет в пределах пяти) и на детей шестого и седьмого года жизни (счет в пределах десяти). Количество карточек должно соответствовать количеству детей в группе.

Лото состоит из семи карт с четырьмя гнездами, в которых расположены яблоки, груши, вишни, сливы. На маленьких карточках-покрышках (28 штук) изображены те же фрукты, но в возрастающем количестве (Приложение 2, рис.2-3 ).

Первая карта: одно яблоко, две груши, три сливы, четыре вишни.

Вторая карта: два яблока, три груши, четыре сливы, пять вишен.

Третья карта: три яблока, четыре груши, пять слив, шесть вишен.

Четвертая карта: четыре яблока, пять груш, шесть слив, семь вишен и т.д.

Цель лото:

а) упражнять детей в счете от любого числа; б) упражнять в умении видеть равное количество предметов при разном их расположении; в) упражнять в умении узнавать, каких количеств нет в той или иной группе предметов, если считать от одного до десяти (среди всех карточек нет карточки с восемью и девятью яблоками; нет карточек с одной, двумя, сливами и т. д.).

Игра рассчитана на все возраста только меняются цели взависимости от возраста детей. В группе целесообразно иметь два-три комплекта игры.

Карточки с тремя гнездами (четыре штуки).

В первом гнезде каждой карточки нарисованы разные предметы в количестве от пяти до двух. К ним даются отдельные карточки, на которых изображены те же предметы, но в убывающем количестве.

К пяти бабочкам: четыре и три бабочки.

К четырем рыбкам: три рыбки, две рыбки и т.д.

Цель: учить находить карточки с количеством предметов на один меньше.

Пособие рекомендуется для средней группы. На группу в 25 человек целесообразно иметь 10 комплектов этого пособия (Приложение 2, рис. 4).

Карточки с гнездами (восемь штук). На каждой из карточек в крайних гнездах слева и справа нарисованы кружки в количестве: один - три, два - четыре, три - пять, четыре - шесть, пять - семь, шесть - восемь, семь - девять, восемь - десять (Приложение 2, рис. 5). Среднее гнездо карточки свободно. К нему надо найти карточку с пропущенным числом.

Цель: упражнять в нахождении смежного числа.

Задание может быть двояким:

А) карточки располагаются так, чтобы количество кружков называлось в прямом, восходящем порядке: один - три, два - четыре, восемь - десять;

Б) карточки кладутся так, чтобы количество кружков называлось в обратном, нисходящем порядке: десять - восемь, четыре - два, три - один и т.п.

Пособие рассчитано на старшую и подготовительную группы, на 25 человек надо иметь 7 - 10 комплектов этого пособия.

Категория: Сюваткина А.С. | Добавил: syuvatkina (21.06.2017)
Просмотров: 421 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]