Главная » События » Опыт работы » Сюваткина А.С. |
Ребенок не разговаривает: стоит ли бить тревогу? Первые 3 года жизни ребенка — очень
активный период развития маленького организма в целом и формирования речи в
частности. Именно за это время ребенок должен научиться говорить так, чтобы его
понимали, и уже уметь изъясняться отдельными предложениями. Малыш может не
выговаривать некоторые буквы (взрывной «р» или шипящие «ж», «ш», «щ», «ч»),
может менять слоги местами в некоторых словах, но он должен говорить.
Большинство деток делают это охотно и много. Им интересно разговаривать,
задавать вопросы, рассказывать, как прошел их день, или делиться новыми
впечатлениями от увиденного или случившегося события. Что же делать, если ваш карапуз –
молчун? Для начала – не паниковать. Есть
дети, которые молчат в два года, а в трехлетнем возрасте болтают без умолку.
Часто мальчики начинают говорить месяца на 2-3 позже девочек. Не стоит забывать
и об особенностях развития, и об индивидуальности каждого малыша: кто-то
болтает уже в 1,5 года, а кто-то молчит до 3-х лет, потому что ему просто не
хочется разговаривать и это совсем не значит, что ваш ребенок отстает в
развитии.Если проблемы с речью связаны с отставанием в развитии, как правило,
есть и другие явно заметные признаки, которые отсутствуют у сверстников
ребенка: поздно начал садиться и ходить, не умеет самостоятельно держать ложку,
пить из чашки, боится общения – асоциален, не ходит на горшок и др.
Сомневаетесь и не можете определиться сами – идите к специалистам. Вам
необходимо посетить следующих врачей: педиатра, невролога, логопеда и лора.
Каждый из них обследует ребенка в своей области и даст заключение. Диагноз
«задержка речевого развития» обычно ставится ребенку в возрасте 3-4 года, но,
если вы явно видите, что ваш малыш во многом отстает от сверстников (не только
в речевом вопросе) – не медлите: идите к врачу раньше этого возраста. Чем
быстрее выявлена проблема отставания в развитии, тем лучше она поддается
лечению. Почему дети не разговаривают? Причин
много: наследственность; болезни, которые перенесла мама во время беременности
и лекарства, которые она принимала; врожденные проблемы со слуховым и речевым
аппаратом у малыша; преждевременные роды — недоношенность плода; ослабление
организма ребенка в результате различных перенесенных заболеваний;
психологическая травма или сильный испуг; стрессы, неблагоприятная атмосфера в
семье, где растет ребенок; неправильное воспитание со стороны родителей и
близких малыша. В чем виноваты родители? Частенько дети не хотят
разговаривать в семьях, где существует повышенная опека над ними и их желания
предвосхищаются близкими. Ребенку просто не нужно ничего говорить: родители
сами все за него скажут или дадут то, что ему нужно на основании его жестов.
Когда ребенок маленький – это нормально, но постепенно (к 2 -2,5 годам)
необходимо приучать ребенка к тому, что, если он чего-то хочет, нужно об этом
сказать, а не просто показывать пальчиком. Не произносите слова за ребенка,
когда вы слышите их начало – пусть договорит сам. Многие детские специалисты
советуют не сюсюкать даже с совсем маленькими детьми и, разговаривая с ними,
произносить слова правильно. Доказано, что речь напрямую
связана с моторикой. Развивать ее не трудно: нужно просто время и желание.
Начиная от простого массажа рук маленького человека в виде «сороки-вороны,
которая кашку варила», заканчивая собиранием кубиков, лепкой из пластилина или
теста, рисованием пальцами и так далее. Развивающие игрушки, сделанные вами из
подручных средств, не только увлекут ребенка, но и существенно сэкономят
семейный бюджет. Подойдите творчески к данному вопросу. Не забывайтеразговаривать со своим
карапузом и не только на предмет его сытости и одежды. Дети молчат иногда
от того, что ввиду занятости родителей им просто не хватает общения: мама
устала за день (готовила, убирала, стирала, смотрела ребенка), а папа пришел с
работы замотанный и обоим хочется тишины и спокойствия, чтобы никто не трогал.
Однако ребенку жизненно необходимо общение с вами. Читайте вместе книги
и стихи. Не просто читайте, а с выражением. Пойте песенки. Пусть ребенок
случает вашу речь, ему тоже захочется делать, как вы. Если совместно смотрите
мультик,комментируйте его и объясняйте чаду, почему произошло
так, а не иначе, кто ведет себя плохо, а кто хороший. Изучайте вместе картинки
и рассказывайте, что на них нарисовано, какого цвета, размера, показывайте
разницу, где большое, а где маленькое и т.д. Играйте в повторяшки: вы называете
предметы, а ребенок должен их повторить за вами.Обязательно общайтесь с
другими детьми: дети друг от друга учатся всему намного быстрее, в том числе и
говорить. Гуляйте с пользой по улице: собирайте каштаны, шишки,
кленовые листья, изучайте их цвета, особенности и формы, дома делайте
интересные поделки (это не только поможет ребенку развиваться творчески, но и
будет развивать мелкую моторику, оказывающую прямое влияние на речь). Не
забывайте хвалить ваше чадо за все достигнутые успехи, не замечайте
промахов, и ваш молчун обязательно разговориться. | |
Просмотров: 328 | |
Всего комментариев: 0 | |