Вторник, 16.07.2024, 12:00
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Сюваткина А.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК МНОГОАСПЕКТНОГО ЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


                                                                                         «Безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности»

(статья 1.Закона РФ от 5 марта 1992г. №2446-1)

            Детство - самый уникальный период в жизни ребёнка, именно в это время закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление личности. Опыт, накопленный с детства, во многом  определяет взрослую жизнь человека. И от того,  кто находится рядом с ребенком, благодаря чьей любви и заботе,  эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него формируется доверие к  людям, зависит его взрослая,  счастливая жизнь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности. В связи с этим «сверхзадача»  родителей и воспитателей, состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм сложное, и в высшей степени хрупкое создание природы, свою жизнь и здоровье  надо уметь беречь и защищать, а значит знать   и соблюдать правила  безопасного поведения и жизнедеятельности.

            Но одной из главных задач является воспитание у детей не только привычки здорового образа жизни, но и дать знания, умения и навыки  в той или иной опасной ситуации.

Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него самого.

            Обучение детей основам безопасности в обращении с огнём в нашем дошкольном учреждении рассматривается как одна из составных частей общей образовательной работы, при этом тесно связывая процесс обучения с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия»

            Необходимо донести до ребят следующее:

            · опасность пожара – от чего ожидать беды, что грозит самому,

                  окружающим, природе, животному миру;

            · причина – от чего случилась или произошла беда, что

                  способствовало реализации  опасности;

            · последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные

                  явления  могут произойти.

            Наверняка вы не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков.

           Обучение дошкольников безопасному поведению – долг родителей и воспитателей, который надо выполнять постоянно.

           Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых  не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящегося к каждому встречному на улице, но и оставлять этот вопрос не решенным, умалчивать  об этом нельзя. Это часто приводит к непредсказуемым и даже к плачевным результатам.

  Существует множество методов и приемов как научить ребенка безопасному поведению. В своей работе по формированию  навыков безопасности жизнедеятельности дошкольников мы используем традиционные формы работы, а так же широко используем новые, интерактивные, которые позволяют проявлять инициативу каждому педагогу: тематические недели, месячники; акции «Внимание, огонь»; игры-тренинги; конкурс профессионального мастерства; практические занятия с инспектором пожарной службы.

Воспитание безопасного поведения у детей  даёт каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, в этом мы полагаемся на методы ознакомления детей с основами безопасности

               Метод сравнения – где дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании данного метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю рассмотреть ситуацию на экране после чего, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

                Метод моделирования ситуаций – данный метод целесообразен тем, что поможет  научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

                   Метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

                    Экспериментирование и опыты – данный метод дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

                    Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

                    Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

          Сотрудничество с родителями в воспитании детей неоспорима роль семьи. Для полного просвещения по проблеме связанной с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада, необходимо обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ  можно проводить следующие мероприятия:

·  Анкетирование.

·  Родительские собрания (круглый стол, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.

·  Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.

·  Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.

·  Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.

·  Сбор фотоматериалов по теме «Опасные места и предметы быта».

·   Участие родителей воспитанников на занятиях, развлечениях.

 Проводя такую работу, мы учитываем возрастные особенности и психофизические качества каждого ребенка.

Формируя опыт пожаробезопасного поведения детей дошкольного возраста, соблюдаем следующие педагогические условия:

 ·отбор доступного детям содержания знаний и умений безопасного поведения в быту и установлении последовательности его освоения;

 ·применение поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы опыта безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;

 ·осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в данном направлении и её осуществлении в тесном сотрудничестве.

Психологи и социологи пришли к выводу, что даже взрослые, привыкнув ко многим благам, которые дает огонь, забывают об его опасности. «Коробка спичек, хоть мала, но может сделать много зла…». Таким образом, формирование основ пожарной безопасности жизнедеятельности дошкольников – является многоаспектным явлением социального развития, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении.

 

Список литературы

1. Авдеева, Н.Н., Князева Н., Стеркина Р.Б. Безопасность: 4ч – ое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: Детство – Пресс,2009.

2.Н.Н. Авдеева, О.Л. Юкнязева, Р.Б. Стеркина. Безопасность. СПБ.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.

3. К.Ю.Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская. Твоя безопасность. М.: Просвещение, 1998.

 

Категория: Сюваткина А.С. | Добавил: syuvatkina (21.03.2017)
Просмотров: 433 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]