Главная » События » Опыт работы » Решитько Ю.В. |
«Труд – это могучий воспитатель, в педагогической
системе воспитания»
А.С.Макаренко
Трудовое воспитание занимает одно из
важнейших мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в
детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и
полноценную самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое
средство существования человека. Отечественной педагогикой доказано, что ознакомление детей с трудом взрослых содержит большие возможности в решении задач трудового и нравственного воспитания. Основными задачами трудового воспитания детей являются: Ознакомление с трудом взрослых. Воспитания уважения к труду. Обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности. Обучение труду в коллективе и на благо коллектива. Воспитывать самостоятельность и трудолюбие. Дети получают не только знания о
всевозможных профессиях, но и об отношении взрослых к своему труду, о важности
труда в общественной жизни. Представления о различных сторонах трудовой
деятельности взрослых служит основой воспитания
у дошкольников уважительного отношения к труженику, возбуждения интереса
к его работе, желания помогать взрослым, подражать его действиям. У детей
проявляется осознанное отношение к результатам труда, к вложенным в него
усилиям; становятся доступными нравственно – ценностными мотивы, побуждающие к
деятельности, настойчивое настроение к получению результата. Основными формами ознакомления детей с трудом взрослых являются: Наблюдение,экстурсии, чтение художественой литературы, организация совместного труда со взрослыми, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций В процессе ознакомления с трудом взрослых у ребёнка воспитывают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребёнком по улице, нужно научить его бросать мусор только в урну, тем самым обратить внимание на чистоту улиц. Ребёнку будет интересно узнать, что за чистотой города следит дворник. Покупая хлеб уточнить, что рабочие хлеб завода пекли хлеб всю ночь, а утром рано шофёр развёз хлеб в магазины, хлеб грузили грузчики, а продавал – продавец. Но, а расширять представления о труде взрослых нам помогают картины, иллюстрации и художественная литература. Необходимо помнить родителям и о важности их трудовой деяте6льности в обществе, какую пользу они приносят; приводя примеры: мама – парикмахер, она стрижёт людей; папа – таксист, он возит людей. Формирование обобщенных представлений о
значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий
о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное
назначение удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание
назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса
(мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет, стирки одежды, уборки
территории и т. д.). Так, например, нами были организованы наблюдения за работой дворника - примерно два раза в квартал (по сезонам). В каждом из времен года мы отмечали характер труда дворника, уточняли названия и предназначение его рабочего инвентаря. Обращали внимание детей на результат и ценность труда дворника для всех людей и предлагали оказывать посильную помощь дворнику на прогулках: летом - мы собирали мелкий мусор, подметали веранду, осенью - убирали опавшие листья, зимой чистили дорожки от снега, скамейки на веранде, делали горку Также были организованы экскурсии в прачечную детского сада, медицинский кабинет, пищеблок. В процессе таких экскурсий дети не только обогатились новыми впечатлениями, но и получили прекрасную возможность удовлетворить свой интерес к тому, какие профессиональные и значимые для других людей действия выполняют работники детского сада. Одним из ярких примеров такой экскурсии является экскурсия в прачечную. В теплое время года, во время прогулок, дети обратили внимание на белье, развешенное во дворе на веревках. Они задавали вопросы: где у нас в садике стирают белье, кто стирает, как? Ведь процесс стирки белья скрыт от глаз ребенка, видны только результаты (вывешенное белье). И тогда мы организовали экскурсию в прачечную, где совместно с машинистом по стирке белья рассказали и показали последовательность работы в прачечной. Для закрепления полученных знаний задавали детям вопросы: "Для чего (с какой целью) белье надо стирать, сушить?" и т.д. В медицинском кабинете дети наглядно познакомились с трудом медицинской сестры; на пищеблоке они своими глазами увидели процесс приготовления обеда. При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, пищеблока особо подчёркивали, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. На основе конкретных
представлений о результативности отдельных процессов труда мы формируем
обобщенные представления о необходимости того или иного вида деятельности
человека определенной профессии: няня вымыла
посуду - посуда чистая; накрыла столы к обеду можно есть; приготовила кровати - можно детям ложиться
спать;т.е. няня заботится о детях отсутствие родителей; повар готовит суп, котлеты, компот - заботится о том, чтобы
все были сыты; портниха шьет платья, пальто и т. д., заботится о том, чтобы у
всех была одежда; парикмахер стрижёт,
укладывает волосы, делает причёску – заботится о наших волосах; доктор нас лечит –заботится о здоровье. Такие представления позволяют сформировать отношение к конкретным людям, представителям той или иной профессии, бережное отношение к результатам их труда. На основе таких первичных обобщений мы формируем более сложные представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Отсюда возможно более сложное обобщение: труд это проявление заботы людей друг о друге. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей. Также в своей работе мы посчитали важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая, как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой цветовода, который облагораживает наш город красотой круглый год. Высаживая цветы, деревья, кустарники – создавая разнообразные шедевры на земле. Ознакомление с трудовой деятельностью
взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных
представлений о роли труда в жизни общества. Поэтому мы решаем задачу по
ознакомлению с трудом взрослых в разных формах: как на занятиях, так и в жизни.
«Правильное воспитание это обязательно
трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни» Макаренко А.С. | |||||||||||||
Просмотров: 741 | |
Всего комментариев: 0 | |