Главная » События » Опыт работы » Тюхова Е.В. |
Опыт работы в первой младшей группе «Модель воспитания культурно-исторических ценностей дошкольников средствами фольклора»
Выполнила: воспитатель Тюхова Елена Владимировна
Цель: Прививать и воспитывать у детей любовь к истокам и традициям русского народа, его обрядам и праздникам через разнообразные формы народного фольклора. Задачи: Приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через устный фольклор, праздники и развлечения, игровую и театрализованную деятельность. Расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас. Создавать благоприятный психологический климат в группе. Основные формы и направления педагогической работы: Широкое использование устного фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, потешек и т. п). Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками. Театрализованная деятельность. Знакомство с русскими народными играми. Знакомство с историей и природой России и родного края.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Для современных детей обращение к старине, фольклору, традициям и обрядам – это проникновение в мир неизвестного.Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе является возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством. Что же относится к детскому фольклору? Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками). Заклички - обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической силой, которая рождены веками специального точного целенаправленного отбора художественных средств, делающее словесно поэтическое произведение истинно детским. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные — успокаивают, веселые потешки— радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с устным народным творчеством расширяет кругозор детей, обогащает их чувства, речь, благотворно действует как на физическое, так и на психическое развитие ребенка, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру. Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Она помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. Разобраться в причинах плохого настроения, отвлечь, успокоить ребёнка — вот основная задача воспитателя. Актуальны также и пальчиковые игры:
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папенька, Этот пальчик — маменька, А этот пальчик — Я, Вот и вся моя семья!
Дети с удовольствием рассматривают свои пальчики, играют с ними, идёт контакт с воспитателем. Прислушиваясь к словам потешки, детки веселеют, начинают внимательно смотреть на воспитателя, пытаются повторить слова. Пальчиковых игр большое количество, приведу ниже наиболее полюбившиеся детям потешки: «Ладушки, ладушки»,«С мылом моем лапушки», «Вот вам хлеб и ложки». Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым. Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следующие задачи: – обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации; – воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т. п.; – создать в группе хорошее настроение, ведь это одно из условий полноценного развития детей. Прежде всего, необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая литературу, я обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала. Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не так велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Я заучивала наизусть и, конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку — задорно, с юмором, с улыбкой. Дети реагируют на потешки неодинаково. Кто-то любит весёлые, озорные потешки, кто-то, наоборот, тихие, распевные, например: Этот пальчик хочет спать, (загибаем пальчики) Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул. Этот крепко, крепко спит. И в окошко не глядит… (произносится на распев) Тише! Тише, не шумите! (произносится тихо) Пальчики не разбудите.(произносится шепотом)
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, чтобы создать каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова русской народной потешки: Скачет зайка маленький Около завалинки Быстро скачет зайка, Ты его поймай-ка.
Дети радостно бегут догонять зайку, хлопают в ладоши, наблюдают за поведением друг — друга, видят положительные эмоции. С помощью потешки можно побуждать детей к движениям. Дети очень хорошо чувствуют ритм потешки. Если потешка спокойная, мелодичная, детки двигаются тихо, иногда на носочках. Ритмичный текст потешки побуждает ребят к движению, создает радостное настроение, например:
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись: Наша деточка пойдет, Через киску упадет!
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. Чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, также прибегаем к потешкам.
Водичка, водичка Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у них желания есть, можно проговорить следующую потешку:
Травка — муравка со сна поднялась, Птица — синица за зерно взялась, Зайка — за капустку, Мышки — за корку, Детки — за молочко!
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Здесь помогает потешка про сон:
Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайцы спят на травушке, Утки на муравушке, Детки все по люлечкам. Спят — поспят, Всему миру спать велят.
Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю: Валенки, валенки, Невелички, маленьки, Опушка бобровая Маша чернобровая. Вот они — сапожки, Этот — с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденем калошки, Этот-с правой ножки, Этот с левой ножки. Вот как хорошо! Очень хорошо использовать потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Качая куклу, дети повторяют: «Баю — баюшки — баю». Во время кормления кукол дети приговаривают: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку!». Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Девочки, успокаивая друг — друга, говорят: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Малыши играют, пытаются подражать воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки, повторяют интонации, мимику педагога: хмурятся или, наоборот, улыбаются. Потешки с куклой:
Ой ты, сынок, Медовый сахарок, Румяный пирожок, Березовый душок. (Подбрасываем куклу вверх, опускаем на колени) Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок! (кормим куклу)
Воспитатель напевает колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Воспитатель нахваливает куколку — детки складывают ручки лодочкой, смотрят на куколку с восхищением. Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Включая фольклор в процесс воспитания, необходимо соблюдать определенные условия: Фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские песни и пляски — используется в соответствии с возрастными особенностями детей. При использовании народных подвижных игр необходимо учитывать уровень двигательных умений и навыков детей. Дети активно участвуют в народных играх, прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. В этом помогают яркие игровые образы: например, ребенок идет твердым шагом — “волк идет”, с гордой осанкой — “лиса — всему краса”. Очень нравятся детям театрализованные игры с использованием имитаций, инсценировок, русских народных подвижных игр, загадок, считалок и скороговорок. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. Легко, бесшумно спрыгивают птички с ветки; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет неуклюжий косолапый медведь; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает Петушок — Золотой Гребешок. В инсценировках и играх-драматизациях дети выполняют различные роли, копируя действия человека, изображая животных и птиц (сценки по русским народным сказкам “Колобок”, “Волк и семеро козлят”, “Теремок” и др.). Детям не всегда просто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы, важная роль отводится воспитателям. Они стараются, как можно больше рассказать о повадках животных — персонажах игр, читают детям сказки, народные потешки, вместе с детьми рассматривают картины и иллюстрации, мастерят необходимые для игр атрибуты: клеят, вырезают, раскрашивают. Это повышает мотивацию детей. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно. Одной из форм работы с детьми является прослушивание музыки. Дети младшего дошкольного возраста хорошо чувствуют ритм мелодии, хлопать, пританцовывать в такт музыки, менять характер движений в соответствии с ритмом и темпом народной музыки. Использование в работе с детьми народных мелодий позволяет познакомить детей с национальными традициями на примере основных, наиболее типичных танцевальных движений. Через фольклор дети активно развиваются во всех образовательных областях. Так, на постоянной основе с детьми проводились беседы: «Кто к нам в гости пришел?», «Народная игрушка - матрешка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Глиняный человечек», «Что такое сказка?» и др. Развитие речи: чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек-огуречек», «Петушок, петушок», «Уж как я свою коровушку люблю», «Дождик», «Наши уточки с утра». Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию. Рассматривание иллюстраций. Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у бабушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка». Театральная деятельность: просмотр кукольных спектаклей «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба». Физическое развитие: разучивание подвижных игр «У медведя во бору», физкультминутки «Теремок», пальчиковая гимнастика «Сорока», «Веселые пальчики». Проведенная работа по внедрению фольклора в развитие детей даёт свои положительные результаты: к концу года у детей развивается устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием участвуют в подвижных играх. Сочетание всех вышеперечисленных форм и методов использования фольклора при работе с дошкольниками можно наблюдать во время активного отдыха детей. Фольклорные праздники, развлечения несут в себе эмоциональный и двигательный заряд, способствуют успешному развитию нравственных качеств, формированию уважительного отношения к культурным традициям и обычаям русского народа. Итак, фольклор как эмоционально-образное средство воспитания детей поддерживает их интерес к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание играть и общаться. Результаты использования фольклора при работе с детьми младшего дошкольного возраста: Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Дети много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным. Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества. В результате у детей формируется эстетическое восприятие, патриотизм, бережное отношение к прошлому, нравственно - этические нормы, желание познать и сохранять семейные, родовые традиции, представления о традициях, связанных с народной культурой. Вывод: Исходя из комплексного метода работы с детьми, приобщение детей к истокам русской народной культуры способствует положительной динамике развития детей.
| |
Просмотров: 158 | |
Всего комментариев: 0 | |