Четверг, 26.12.2024, 03:43
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Тюхова Е.В.

Опыт работы "Народные игры"

 

Опыт работы– игры в первой младшей  группе

 «Модель воспитания культурно-исторических ценностей дошкольников средствами фольклора»

 

Выполнила: воспитатель

Тюхова Елена Владимировна

 

Цель:

Прививать и воспитывать у детей  любовь к истокам и традициям русского народа, его обрядам и праздникам  через разнообразные  формы народного фольклора.      

Задачи:

 Приобщать детей к изучению традиций и обрядов русского народа через   устный фольклор, праздники и  развлечения, игровую и театрализованную деятельность.

 Расширять и углублять знания о родном крае, родной стране, родной природе, развивать кругозор детей, обогащать их словарный запас. Создавать благоприятный психологический климат в группе.                            

Основные формы и направления

педагогической работы:

Широкое использование устного  фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, потешек и т. п).

 Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

 Театрализованная деятельность.

 Знакомство с русскими народными играми.

 Знакомство с историей  и природой России и  родного края.

 

В культуру каждого народа входят созданные им игры.
На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю:
они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру.

Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Мои малыши очень полюбили игру «Золото». Они с восторгом и удовольствием считают, прячутся, убегают друг от друга.

Народная игра «Золото».


Дети становятся в круг, один ребенок присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а ведущий со словами:


Гуси-лебеди летели
Они золото теряли
А ребята прибегали
И золото собирали


Одному из детей кладут в руку «золото». Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга встает и старается угадать у кого в руке «золото». Все громко считают до трех. Если водящий не угадал, то ребенок со словами «Вот золото!» убегает, а тот его догоняет.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Катай каравай


Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:


Катай каравай,
Поворачивай, давай,
К лесу-куролесу.
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,
Куда головой?


Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.

Знакомить детей с народными (традиционными) играми в детском саду целесообразно во взаимосвязи с историческими и культурными особенностями региона, в котором они живут. Именно такой подход, приобщит ребенка к традициям, народной культуре. Как же сделать так, чтобы через традиционные игры познакомить современных детей с историей и культурой русского народа?

Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

   Работа должна быть обязательно в комплексе с родителями. Это могут быть: беседы, консультации, анкетирование родителей и детей. Вот примерная тематика анкет для родителей: «Что такое народная игра? (для воспитателей)», «Игры моего детства. (для родителей)», «Традиции русской народной культуры. (для детей)».
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в:
- научить детей играть активно и самостоятельно;
- приучаются самим в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;
- находить выход из критического положения;
- быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
- проявлять инициативу.
Благодаря воспитателям, которые сдержанны и умеющим правильно объяснить правила (один из важных факторов в начале игры) и выполнению выше написанным слов - дошкольники приобретают важные качества, которые будут необходимые в будущей жизни.

Для проведения большинства игр необходим ведущий. Если в младших группах эта роль остаётся за воспитателем, то в средней, старшей и подготовительной стоит уделять особое внимание выбору лидера. Иначе обид и слёз будет не избежать. Самый лучший способ выбрать ведущего — предложить считалочку: на кого покажет случай, тот и водит. Вот несколько примеров таких стишков:

  • Я пойду куплю дуду,
    Я на улицу пойду.
    Громче, дудочка, дуди,
    Мы играем, ты води!
  • Катилась торба
    С великого горба.
    В этой торбе
    Хлеб, соль, пшеница.
    С кем ты хочешь поделиться?
  • Конь ретивый
    С длинной гривой
    Скачет по полям
    Тут и там.
    Где проскачет он,
    Выходи вон!

Первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.

«Жмурки».
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему глаза платком, - он и есть жмурка, - подводят к двери и поют:


Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек, а не нас!


После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (однако, прятаться или убегать очень далеко нельзя!). Если кот подойдет близко к какому – либо предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: «ОГОНЬ!» . Когда кот – жмурка поймает кого – либо из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом.

Для средней группы — с отношением к природе.

Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.

По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.

По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.

По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

А также игры отличаются принципом проведения:

хороводные (к примеру, «Каравай»);

сидячие (например, «Кольцо»);

Как составить план игры

В качестве наглядного материала, кроме игрушек и атрибутики, можно представить:

фотоматериалы, иллюстрирующие процесс той или иной игры;

рисунки детей, созданные по мотивам забав;

папку-передвижку с перечнем подходящих для конкретного возраста игр;

Возможность проведения той или иной игры напрямую зависит не только от возраста детей, но и от наличия нужных атрибутов. Поэтому в состав предметно-игрового поля входят:

уличная площадка для игр;

оборудование (стулья, стол, скамейка и т. д.);

игрушки и необходимые инструменты (мячи, скакалки, детские бубны, маракасы и пр.).

Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица.

ВЫВОД:
Народные игры многому учат детей, способствуют развитию ловкости, быстроты движений, меткости. Приучают к сообразительности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили.

Категория: Тюхова Е.В. | Добавил: tyhovaelena2022 (13.03.2022)
Просмотров: 138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]