Четверг, 21.11.2024, 23:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Консультации » Сюваткина А.С.

Сказкотерапия для детей.


 

 

Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои, и антигерои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни,  тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.

 

Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему -  сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т.д.

 

Попадая в сказку, мы попадаем… в сказку. В мир, где надежды сбываются, в мир, где возможно все, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный зайчик, в конце концов, спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца. Где пример героя помогает себе самому – в геройской борьбе со своими детскими страхами, незнанием, проблемами.

 

Итак, сказка:

- расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе

- транслирует моральные и нравственные законы

- помогает осознавать причинно-следственные связи событий

- показывает, сколь  велик  человеческий потенциал  и сколь богат мир своими возможностями

- учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.

В общем, самый настоящий кладезь сокровищ для детской души. Впрочем, не только для детской, сказкотерапия как вид психотерапии успешно используется в работе с самыми разными поколениями – от малышей до взрослых.

С помощью огромного культурного наследия и багажа уже сочиненных сказок, а также применяя специально сочиненные для ребенка (или взрослого) психокоррекционные, авторские сказки, сказкотерапевт может решить различные проблемы – от трудностей в обучении до травмы после развода родителей, от детской ревности до умения преодолевать страх и т.д.

Сказки бывают разными и преследуют разные цели. Так, через диагностическую сказку - когда ребенка просят сочинить сказку о некоем герое (прототипе самого малыша) можно узнать  много: от базового жизненного сценария и поведенческих стереотипов до реакции малыша на определенную жизненную ситуацию. Собственно терапевтическая, психокоррекционная сказка помогает случиться нужным переменам.

Словом, сказкотерапия – самый подходящий вид терапии для работы с детишками. Недаром психотерапевты, профессионально использующую эту весьма непростую методику, становятся все более популярными. А некоторые родители, увлеченные этим методом, и сами отправляются на курсы сказкотерапии и читают соответствующие книги.

Впрочем, сказкотерапия для детей, в широком смысле слова как влияние сказки на психику, доступна не только профессиональным терапевтам. Читая малышу сказку на ночь и обсуждая ее, любая мама, по сути, занимается сказкотерапией. А некоторые родители, интуитивно чувствуя механизм и значение воздействия сказки, специально читают малышам определенные сказки. Такие, где с героями происходит нечто похожее на малыша. И, разумеется, герои находят выход.

Однако, если подходящей сказки нет, то можно, ее сочинить.

Вам кажется, у вас нет литературного таланта? Стоит один раз начать рассказывать малышу историю собственного сочинения, увидеть  горящие глаза и открытый рот и понять, что талант у вас присутствует в мере, достаточной, чтобы помочь своему малышу сказкой, сочиненной специально для него.

 

Как же работать со сказкой, используя ее во благо ребенку?

1.Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5  - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка»,  «Колобок» и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания, происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.

Взрослея,  дети становятся готовы к восприятию волшебных сказок   - Андерсена, Перро, Братьев Гримм и т.д. Однако животные в качестве действующих персонажей по-прежнему в фаворе, и жизненный опыт лучше передавать через такие сказки.

Для более старших детей, от 6 и до 11-12 лет открыто все многообразие литературного мира – дети уже готовы усваивать символическое содержание практически любой сказки – теперь главное определиться с тем, что и по какому поводу читать. В подростковом  возрасте хорошо идут притчи и мифы.

2. Как работать с народными и авторскими сказками?

Человечество оставило нам такое наследие сказочной литературы, что практически под каждый запрос можно найти сказку. Смелая и любящая Герда спасает любимого, находчивый, но не желающий поначалу учится  Буратино, в конце концов, обретает свой Путь, Машенька находит способ выбраться из практически безвыходной ситуации – заточения в доме медведя, жадная старуха получает по заслугам от золотой рыбки и т.д.

Задача родителей – найти сказку, которая касается проблемы малыша, в чем-то с ней идентична, выражает ее символически, но не полностью ей аналогична. Важно, чтобы сказка предлагала позитивный, успешный выход из проблемной ситуации, который малыш мог бы присвоить себе для использования в реальности.

При чтении сказки не нужно указывать на сходство ситуации или героя с ребенком, но просто обсудить происходившее  - очень желательно. Можно поговорить с малышом о героях, причинах их поступков, реакции на поступки окружения и т.д.  («Как ты думаешь, почему герой так поступил? А что подумали про него его друзья? А что, как ты думаешь, будет происходить с ним дальше?) Как правило,  отвечая на подобные вопросы, делая предположения, прогнозируя, малыш, проецируя свой внутренний мир на героев, «выдает» много важной информации о себе.

Со сказкой можно работать и после прочтения – например, нарисовать сюжет,  понравившегося ребенку героя, свои впечатления от сказки или наиболее значимый для малыша отрывок. Сказку можно разыграть по ролям,  использовать в постановке готовый настольный театр или игрушки, придумать продолжение и т.д. Таким образом, ребенок еще глубже, больше усваивает полученный опыт и урок.

При описанной работе со сказкой, если вы хотите добиться ее исцеляющего эффекта, важно не диктовать ребенку правила, не оценивать сделанное, не вносить свои коррективы. При полной свободе самовыражения малыш интуитивно выберет и проживет еще раз в рисунке или драматизации (постановке) наиболее значимые для него моменты сказки.

3. Как сочинить сказку?

Как и найденная в книге, сказка, сочиняемая вами, должна быть посвящена некоей проблеме, с которой вы хотели бы поработать, некоему изменению, которого вы бы хотели добиться. Проблема с поведением, исцеление после травматической ситуации, работа с негативными чувствами, тревогой, самоконтролем и т.д.

Лечебная, коррекционная сказка развивается по нескольким этапам:

 

1.выбор героя сказки  - в чем-то очень похожего на малыша, но не его самого (чтобы малыш мог и ассоциировать себя с ним, и дистанцироваться при необходимости). Остальные герои тоже должны быть узнаваемы и понятны ребенку и соответствовать возрасту.

2. «В некотором царстве, некотором государстве» «В волшебной стране», «Жили-были» - в сказочном месте начинает завязываться сюжет.

3.Столкновение героя с проблемой, трудностью, конфликтом, совпадающим с реальной проблемой ребенка. Герой переживает чувства, которые в реальности испытывает ребенок.

4. Герой ищет выход из ситуации или сюжет в сказке подталкивает его к поиску решений. Через сказочные события - встречу с другими существами, помощь со стороны, удачные или неудачные попытки героя найти выход мы показываем,  в чем состоит решение проблемы, как себя можно вести, чтобы исход оказался успешным.

Механизмы решения проблемы и воспитательные идеи, которые вы хотите донести до малыша, не обязательно должны показываться « в лоб». Так, например, если вы хотите укрепить в ребенке трудолюбие, терпения, расскажите ему сказку с идеей  о том, что самое ценное достается только после испытания, труда, а даром доставшееся может быть и не нужно и кратковременно.  Для развития доверия окружающему и самостоятельности поможет сказка, где в трудной ситуации герою на выручку приходят другие – но только когда он не справляется с заданием сам.

5.Герой справляется с ситуацией. Если он сначала вел себя неправильно, осознает неправоту и изменяется.

6. Сказка подходит к развязке – плохие герои наказаны, герой, нашедший выход из ситуации, победивший себя или обстоятельства, получает награду, извлекает урок и начинает жить по-новому.

При сочинении сказки родителям нужно учитывать: суть сказкотерапии для детей не в том, чтобы просто выявить проблему и показать, "что будет с тем, кто ведет себя плохо", а в том, чтобы помочь ребенку найти позитивные способы разрешения трудностей. Именно поэтому сказки называются лечебными, психокоррекционными. А для этого нужно неустанно размышлять – что стоит,  что стоит за той или иной проблемой малыша и как помочь своему драгоценному чаду выйти из ситуации более сильным, смелым, счастливым.

 

Категория: Сюваткина А.С. | Добавил: syuvatkina (02.11.2016)
Просмотров: 321 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]