Четверг, 21.11.2024, 19:50
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Консультации » Рогожкина Н.В.

Памятка для родителей: «Когда ругать, когда хвалить?»

Ноябрь 2015г. Памятка для родителей:

 «Когда ругать, когда хвалить?»

Наказания – сильно действующий метод воспитания. Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:

-Наказание всегда должно исходить из мотива поступка, а не из его результатов.

-Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки

-Наказание должно быть справедливым.

-Наказания не должны быть слишком частыми

-Совершенно не допустимы физические наказания, они могут нанести ребенку психическую травму, унизить ребенка.

За один поступок - одно наказание.

Но возникает вопрос: а как же можно наказывать?

К педагогически оправданным наказаниям относятся следующее:

-Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка.

-Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения.

-Лишение ребенка чего-либо приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомства, но важно, чтобы он знал, за что наказан.

-Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим.

-Поощрение – один из методов воспитания детей. Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает свою педагогическую ценность, но и развивает в ребенке отрицательные качества.

Одобрение и похвала поднимают у детей настроение, укрепляют веру в свои силы, развивают чувство собственного достоинства. Но пользоваться поощрениями нужно умело. Недостаточно сказать ребенку «молодец» или «хорошо»: нужно оценивать конкретные действия, слова.

За хорошее поведение можно пойти с ребенком в парк, в кино. Иногда бывает полезно прибегнуть к косвенному поощрению, т.е. обратить внимание ребенка на чей-то хороший поступок с целью вызвать желание поступать так же. Ни в коем случае за послушание нельзя делать подарки, иначе ребенок станет поступать хорошо из-за корыстных побуждений. Поощрения в виде книжки, игрушки, лакомства не должны превращаться в подкуп. Поощрениями не следует злоупотреблять, т.к. чрезмерное захваливание ребенка приводит к нескромности, эгоизму и прочим отрицательным качествам.

При выборе мер поощрения надо учитывать  возраст ребенка и его индивидуальные особенности. Не следует хвалить ребенка за то, что он убрал на место игрушки, т.к. он должен делать это каждый раз без напоминания.

Надо четко определить, что можно детям, а что нельзя. Запрещать нужно только то, что действительно заслуживает осуждения, и при этом объяснить причину запрета. Тогда запрет станет более убедительным, и у ребенка постепенно будет развиваться способность сдерживать свои желания.

Антон Семенович Макаренко писал: «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания».Важно также помнить, что никакие средства педагогического воздействия не сыграют положительной роли, если вы своим поведением  не будете подтверждать того, что требуете от ребенка.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью.

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

надо наказывать и вскоре прощать.

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

ребёнок не должен бояться наказания.


 

Категория: Рогожкина Н.В. | Добавил: admin (24.12.2015)
Просмотров: 1661 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]