Главная » События » Консультации » Рогожкина Н.В. |
Консультация для воспитателей «Развитие художественно-эстетического развития дошкольников» Практический опыт художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения Цель : раскрыть смысл необходимости эстетического воспитания в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности. Актуальность Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на развитие в личности ребенка способности понимания и ценностно-смысловой оценки произведений различных видов искусства, окружающей природы. Такое развивающее воспитание будет способствовать формированию у ребенка созданию базовых представлений о музыке, литературе, художественном творчестве, фольклоре и иных формах искусства. Художественно-эстетическое развитие детей способствует развитию эмоциональной открытости и умению сопереживать окружающим людям, живой природе через сопереживание героям художественных произведений, помогает ребенку раскрыть свой собственный творческий потенциал через обучение творческой деятельности. Цели и задачи художественно-эстетического развития ребенка в ДОУ В ходе проведения художественно-эстетического воспитания у детей подготовительной группы должно будет сформироваться понимание и последующий интерес к эстетическому восприятию окружающего мира, к живой природе, к предметам искусства и прикладного творчества, к самой творческой деятельности в сфере искусства. Воспитание и обучение основам эстетического восприятия позволит развить в детях чувство прекрасного, поможет научиться воспринимать художественные образы, выраженные различными средствами искусства. У ребенка в следствии ознакомления с основами искусства и творческой деятельности развиваются творческие способности в сфере художественной деятельности. Художественно-эстетическое воспитание ставит своей задачей привитие интереса ребенка подготовительной группы детского сада к самостоятельной творческой деятельности, такой как рисование, занятие музыкой, рукоделием и моделированием, помогает реализовать потребность ребенка в самовыражении в ходе такой творческой деятельности, помогает личностному развитию и становлению ребенка. Понятие художественно-эстетического воспитания и его виды В понятие художественно-эстетического воспитания ребенка входит широкий круг педагогических задач. В него входят: эстетическое отношение к окружающей действительности, живой природе, общественной жизни, к трудовому процессу, бытовой стороне жизни, к искусству как к таковому. Но изучение искусства, в отличие от изучения конкретных сфер знаний, имеет ряд особенностей. Способы постижения произведений искусства настолько разнообразны, что заставляют выделять в отдельную методическую отрасль эту сферу эстетического воспитания ребенка. Основной задачей художественного воспитания детей является использование средств искусства для развития эстетического восприятия личности ребенка дошкольного возраста. Природа как средство эстетического воспитания детей Природа настолько многообразна и гармонична в своей основе, что является основополагающим инструментом в воспитании в ребенке чувства прекрасного. Когда малыш знакомится с красотой окружающего его мира в нем происходит развитие чувственно-эмоциональной сферы, логических способностей, воображения и творческого начала. В условиях современного технологического общества человек все больше отделяется от живой природы, что пагубно сказывается не только на его физическом здоровье, но и на психологическом состоянии. Развитие у детей эстетического и бережного отношения к природе позволит предотвратить появление пагубного потребительского отношения к миру через уважение и любовь человека к красоте живой природы. Русские поэты и писатели немало посвятили строк природе. Произведения классической литературы окажут неоценимую поддержку в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, помогут осмысленно понимать красоту окружающего их мира. Н. И. Рыленков Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. При работе с детьми подготовительной группы я помогаю им открыть красоту окружающих их явлений, заметить в обычной вещи или привычном явлении что-то новое и необыкновенное. Через это стараюсь мотивировать их к действию, вносящему эту красоту окружающего мира живой природы в повседневную жизнь ребенка. Для этого во время прогулок мы с детьми обращаем внимание на краски и колорит, свойственные каждому времени года, обсуждаем, чем краски лета отличаются от красок осени, зимы или весны. Замечаем, в какое время присутствуют в облике окружающей природы холодные тона, в какое время преобладает теплый колорит. Все дети открыты к восприятию прекрасного, красота явлений живой природы рождает в их душах живой эмоциональный отклик. Во время прогулок на площадке или в парке в осеннее время дети с большим удовольствием изучали опадающие с деревьев листья, обращали внимание на их цвета и форму, стремились поделиться прекрасным с воспитателем или с родителями. В такой ситуации педагог должен обязательно поддержать инициативу ребенка и превратить ее в мощный воспитательный и развивающий фактор. Я предлагала детям различные игры с найденными осенними листьями, в ходе которых они должны были найти одинаковые по форме и цвету листочки. Мы делали с ними из собранных опавших листьев во время творческих занятий разнообразные композиции, создавая осенний лес или другие фантазийные картинки. Я предлагала детям придумать, что можно сделать из собранного природного материала. Результатом наших творческих занятий стала выставка поделок и художественных работ детей, посвященная приходу осени. При проведении развивающих и воспитательных мероприятий с детьми я старалась строить работу так, чтобы в ходе творческих занятий ребята использовали в своем творчестве те природные материалы, которые соответствуют наступившему сезону, и тем самым отображали бы с воем творчестве смену одного времени года другим. Во время зимних прогулок я предлагала детям обратить внимание на то, как лежит снег, как он покрывает ветки и крыши домов. Потом все это просила отразить их в своих рисунках. Таким образом я старалась научить детей создавать образ пейзажа определенного времени года, отображать окружающую их действительность с помощью средств изобразительного искусства на занятиях по рисованию. Во время творческих занятий мы с детьми изучали картины русского художника-пейзажиста И. Шишкина, которые соответствовали определенному времени года. При изучении картины «Зимний лес» я предлагала детям подготовительной группы обратить внимание на то, что снег в лесу лежит на деревьях шапками. Для этого я читала им стихотворение «Зимний лес, что шапкой Принакрылся чудной. И заснул под нею Крепко, непробудно». В результате таких занятий с использованием визуальных и поэтических художественных произведений я обратила внимание на то, что изобразительное творчество детей наполняется новым содержанием. Они более осмысленно и более ответственно стремятся относиться с окружающему живому миру. В своих наблюдениях за воспитанниками я обратила внимание на то, что в ходе ежедневных занятий по изучению красоты живой природы с помощью средств искусства, дети более бережно и более эмоционально начинают воспринимать явления окружающего их мира. Это отражается в их рисунках и в самом процессе познания во время ежедневных прогулок с детьми. Я обратила внимание на то, что использование средств художественного слова помогает эстетическому воспитанию дошкольников, пробуждает в них интерес к окружающему, развивает эстетический вкус и эмоциональную сферу ребенка. Основываясь на уже сформированных у детей представлениях о тех или иных явлениях, я стараюсь обратить их внимание на то, как поэт или писатель старается изобразить окружающую природу во время изучения окружающего мира на прогулке. Я обратила внимание на то, что уровень эмоциональности восприятия окружающих картин живой природы у детей очень сильно зависит от самих природных циклов. Так, во время весенних прогулок дети особенно сильно радовались после зимы ярким солнечным ручьям и капели, прилету первых птиц и появлению первой травки. Рисунки детей в это время были особенно красочными и теплыми, в них преобладали теплые цветовые оттенки. Изучать живую природу возможно только при непосредственном общении с ней. Это мы делаем с детьми подготовительной группы во время ежедневных прогулок. На занятиях по рисованию я стараюсь предлагать детям использовать не только цветные карандаши, но и краски, а также другие средства художественного выражения. Это позволяет детям лучше развивать мелкую моторику рук, эмоциональную сферу и творческое начало. Во время экспериментальных творческих работ с фломастерами, мелками, пластичным материалом дети улучшают свою координацию движений, улучшают память и логическое мышление. Использование разнообразных средств художественного творчества не только позволяет детям привить новые навыки, но и будит их фантазию, позволяет по своему отобразить увиденное на прогулке в рисунке. С каждым ребенком группы я использую индивидуально-дифференцированную методику, исходя из его возрастных и личностных особенностей. Средства художественно-эстетического воспитания детей в подготовительной группе Чтобы выполнить поставленные задачи художественно-эстетического воспитания детей подготовительной группы детского сада я создаю необходимые для этого условия. Именно среда, в которой развивается ребенок, оказывает решающее влияние на формировании его личности. В работе с детьми я отвожу много времени их самостоятельной творческой деятельности, мотивирую их стремление к самовыражению. Для этого в группе созданы специальные рабочие места для каждого ребенка. Дети работают за специально подобранными столами, на которых после полдника или ужина я выкладываю различные материалы для рисования и творческой деятельности. Дети сами выбирают, чем они будут рисовать. Для мотивации интереса у воспитанников к рисованию я регулярно показываю им способы рисования или другие приемы традиционного изобразительного искусства. Кроме этого я активно использую нетрадиционные методики живописи, такие как рисование пальцами, углем, использование сырой бумаги или ткани. Каждый опыт ребенка я оцениваю положительно, независимо от того, как ему удалось овладеть новыми средствами самовыражения. Роль игры в эстетическо-художественном воспитании В процессе художественно-эстетического воспитания и образования детей важную роль выполняет игровая деятельность. В такой форме знакомство с классической литературой, живописью и музыкой происходит более плодотворно. В ходе эстетического воспитания мы знакомим детей подготовительной группы также с бытовой эстетикой, с эстетикой труда, социальных отношений, с красотой живой природы и средствами искусства, которыми все это можно выразить. Постоянное внимание уделяется красоте межличностного общения. Дети должны находиться в среде, где звучит только правильная и доброжелательная речь. Итак, в художественно-эстетическом воспитании ребенка большую роль играет не только детский сад, куда малыши каждый день отправляются на занятия, но и сама семья, где ребенок проводит основную часть своей жизни. Совместное воздействие семьи и дошкольной организации на ребенка позволит достигнуть желаемых результатов художественно-эстетического развивающего воспитания малыша. Таким образом в каждом ребенке уже на этапе дошкольного обучения можно развить интерес к музыке, художественной литературе, живописи, прикладному искусству и творчеству в целом.
| |
Просмотров: 1466 | |
Всего комментариев: 0 | |