Главная » События » Конспекты занятий » Сюваткина А.С. |
Проект «Мир театра» ( старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Мир театра» Тип проекта: познавательно – творческий Вид проекта: групповой , краткосрочный Сроки реализации проекта: январь - май Участники: дети старшего возраста, воспитатель, родители воспитанников. Обоснование выбора темы, ее актуальность.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Реализация проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Цель: приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе. Задачи: 1.Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях, о людях которые работают в театре, об артистах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре; 2. Вызвать у детей интерес к театру, желание участвовать в театральной деятельности; 3.Содействовать развитию творческой активности детей, эмоциональности и выразительности в речи и движениях. 4.Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов ДОУ. Формировать в ДОУ художественно-эстетическую творчески развивающую предметную среду. 6. Учить детей налаживать и регулировать контакты в совместной и самостоятельной деятельности. 7. Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса). Способствовать формированию эстетического вкуса. 9. Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием. 10. Приобщать взрослых и детей к театрально-исполнительской деятельности. 11. Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ. Принципы: Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Методы и приемы: - творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах); - игры-драматизации; - беседы после просмотра спектаклей; - упражнения по дикции; - игры-превращения; - упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы; - театральные этюды; - репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок. Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, DVD, кассеты, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок. Работа с родителями: Ведущая идея – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей. Задача – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Формы взаимодействия работы с родителями: устный опрос «Играете ли вы с ребенком в театр» (на начало и конец проекта); индивидуальные беседы; наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов; памятки «Организация театральной деятельности в средней группе», «Условия для развития театральных игр и приобщение детей к театральной деятельности». посещение театра всей семьей; выставка – презентация разных видов театра «Поиграйте с нами»; совместная деятельность; помощь в изготовлении костюмов и декораций. Работа воспитателей. Ведущая идея – создание системы перспективного планирования для развития театрализованной деятельности в детском саду. Задача – разработать ряд перспективных планов взаимодействующих по разделам: совместная деятельность, игра, кружковая работа, работа с родителями. Формы работы: консультации; создание картотеки театрализованных игр; помощь в организации предметно-развивающей среды; работа с учебными наглядными пособиями; праздники и развлечения; выставки, фотоальбомы. Ребенок 1. В основе проекта идея формирования заинтересованности детей в потребности заниматься театрализованной деятельностью не только с педагогами, но и самостоятельно в свободное время. 2. Идея – не навреди Ожидаемые результаты: Для детей: Создание благоприятных условий для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи, мимики, жестов. Развитие инициативы, активности, самостоятельности. Для воспитателей: Повышение профессионализма. Внедрение новых методов в работе с детьми и родителями. Личностный профессиональный рост. Самореализация. Для родителей: Повышение уровня личностного сознания. Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями. Самореализация. Для группы: Создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорации. Создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности. Создание картотеки театрализованных игр План реализации проекта: 1 этап. Подготовительный. Определение темы проекта. Составление плана работы. Выявление предварительных знаний детей по теме проект: Что мы знаем о театре, о том, кто ставит спектакль? Театр – это большое, красивое здание, там показывают спектакли. В театре есть артисты, они репетируют роли и играют в спектаклях. Спектакли бывают детские и для взрослых. бывают разные (у нас в группе есть кукольный театр, пальчиковый и т.д.). Что мы хотим узнать? Какие ещё бывают театры, чем они отличаются? Как артисты готовятся к постановке спектакля? Трудно ли быть артистом? Кто работает в театре и помогает ставить спектакли? Как зрители узнают, какой будет спектакль? Что такое декорации? Что сделать, чтобы узнать? Поискать в Интернете. Встретиться с теми, кто работает в театре, с артистами, и спросить у них. Спросить у мамы и папы. Сходить в театр. Рассмотреть иллюстрации. Анкетирование родителей. Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам. Подбор наглядного материала, подготовка презентаций . 2этап. Практический Первый месяц «Мы пришли в театр» 1. Знакомство с понятием театр: (показ слайдов, картин, фотографий). Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.) . Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. 2. Знакомство детей со сказочными героями. Цель: развитие интереса к театральной деятельности. 3. Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист) . Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас. Показ иллюстраций, фотографий московских театров. Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. с разными видами театров. 5. Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр». Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаим1) 6.Просмотр видеофрагментов о различных видах театров. 7.Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров. 8.Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб; Беседы о правилах поведения в театре, дать понятие пословицы «Зрительская культура». Цель: Дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил. Показ театра (по выбору воспитателя). Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки. Совместная образовательная деятельность : 1.Игры-беседы, чтение сказок с показом театра: «В гостях у сказки», «Здравствуйте герои сказок»; «Что я видел? » (из личного опыта детей о посещении театра) Худ. творчество «Моя сказка» Цель: Учить в рисунке отображать идею собственной сказки. Работа с родителями: Оформление информационного стенда (папки-передвижки) «Театр и дети». Беседы с родителями по теме недели. Презентация альбома на тему «Театральные профессии» (театральная труппа: актёры, художник по костюмам, художник-оформитель, гримёр, режиссёр и др.) Второй месяц «Куклы-артисты» Знакомство с видами театров для детей (настольный, театр кукол бибабо, куклы- марионетки). Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас. 2. Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол би-ба-бо. Чтение русской народной сказки (по возрасту детей) 4. Показ прочитанной сказки с использованием игрушек би-ба-бо (по выбору воспитателя) . 5. Театральное кукольное представление. Цель: Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Психогимнастика. «Разные лица». Цель: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с одного образа на другой. 7. «Знакомство с куклами-марионетками». Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами. 8. Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. Цель: Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем Совместная образовательная деятельность : «Куклы-игрушки и куклы-артисты» (беседа с детьми по плану воспитателя) "Веселые сочинялки". Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра. Цель: Побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений. Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей. Развивать связную речь детей. Работа с родителями: консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной… ». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для д Третий месяц «Наши руки не для скуки» Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней. Цель: дать представления детям об особенностях данного вида театров. Пальчиковая гимнастика «Птичка», «Сова» и другие. Цель: речевое развитие, развитие сообразительности, пространственного мышления, творческих способностей детей. Работа с одним из видов театров: - рассматривание персонажей; - диалоги: волк - лиса, волк - медведь, мышка – волк. Цель: Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей, расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. 4. Игра “Придумай веселый и грустный диалог между Мышкой и Зайчиком”. Цель: Развивать коммуникативные качества; разнообразить интонационную выразительность; обращать особое внимание на дикцию детей. Игры детей со звучащими инструментами. Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей. 6. Вечер загадок по произведениям «Сказка о рыбаке и рыбке», «Красная шапочка», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Колобок», «Теремок», «Репка». Цель: Игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр «Курочка Ряба» (по выбору воспитателя). Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки. С/р игра «Поездка в кукольный театр». Цель: Познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад. Обогащать словарь детей. Совместная образовательная деятельность : Изготовление игрушек – самоделок оригами-сказки. Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать персонажей к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. Аппликация коллективная «Стоит в поле теремок». Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами. Аппликация коллективная «Колобок». Цель: совершенствовать умение детей наклеивать готовые формы; развивать творческое начало; составлять общую композицию. Работа с родителями: родителям познакомиться с афишами театров, в репертуаре которых есть детские спектакли. Четвёртый месяц «Мы- артисты» Упражнение “Расскажи стихи А. Барто с помощью жестов и мимики”. Цель: совершенствовать умения передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений. Развивать творчество, воображение и фантазию. Психогимнастика. Цель: закреплять умения пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Совершенствовать умения строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. - «Грустный и веселый щенок» (по сказке Н. Сутеева «Кто сказал мяу? ») ; - «Передай фразу по кругу» Игры "Передай позу", "Что мы делали, не скажем". Цель: Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. Работа над альбомом "Все о театре". Цель: Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома (совместная работа детей и родителей). С/р игра «Мы – артисты» (постановка новой сказки). Цель: формировать умения детей в постановке собственной сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. Дополнить сказку нужными эпизодами. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других, развивать выдержку и терпение. Игры по мотивам сказок «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Хитрая лиса», «Зайка серенький сидит». 7. С/р игра «В гости к трем медведям». Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации 8.Работа над этюдами: пантомимическими и имитационными. рассказов на темы «Что я видел в театре?», «Любимый герой спектакля». Совместная образовательная деятельность : Импровизация по мотивам русских народных сказок. Работа по постановке сказок. Мастерская актера. Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, картоном. Развивать память, внимание, творчество и фантазию. Рисование афиши предстоящего шоу мыльных пузырей. Привлекать детей к художественной деятельности. Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист»: В кино снимается артист, Артист играет роль. В кино артист – то футболист, То лётчик, то король. Любых профессий и времён Сыграть героя может он. Работа с родителями: родителей с театральной афишей – репертуаром театров для детей дошкольного возраста. Пятый месяц «Театр и музыка» 1. Знакомство с музыкальными театрами. Цель: Дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка”. Знакомство с музыкальным оформлением спектаклей. Рассматривание и игра на музыкальных и шумовых инструментах с целью обучения детей звуковому оформлению сценок из сказок. Ритмопластика. Музыкальная композиция: «Карнавал животных», «Поездка в зоопарк». Цель: Развивать двигательные способности детей; ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно, двигаться по площадке не наталкиваясь, друг на друга. 4. Музыкальные народные и хороводные игры по возрасту детей. Цель: Побуждать детей к активному участию в играх. Ритмопластика. Этюды на движение: «Лиса идет», «Вкусное варенье», «Пляска зверей». Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами. Игровой прием «Отгадай, кто это? ». Цель: по характеру музыки определить персонажа из сказки. 7. Озвучивание выбранной детьми сказки с помощью шумовых инструментов. Побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя шумовые инструменты. 8. Игра-путешествие «В мире музыки и танца». Цель: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства Совместная образовательная деятельность : Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка» и др. Рассматривание фотографий оперного театра, иллюстраций к опере «Снегурочка» (к балету «Щелкунчик») Прослушивание записи музыкальных сказок по возрасту детей. Цель: приобщение детей к миру музыкального искусства. Работа с родителями: Предложить родителям совместно с детьми посредством изобразительной деятельности передать свои впечатления, полученные за неделю театра Реализация плана (по Центрам активности в группе): Центр искусства: Изготовлений билетов в театр. Изготовление афиши. Коллаж «Кто участвует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т.д.). Изготовление настольных театров. Выставка творческих работ «Каким я вижу своего героя?». Центр речи/книги/театра: Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля». Оформление новых сценариев (сказок). Встреча с артистом. Мастер-класс по выразительности речи. Разучивание ролей совместно с родителями. Центр познания: Исследовательский проект «Разные театры» (альбом). Экскурсия в театр, просмотр спектакля. Театральный уголок: Драматизация сказки «Репка» совместно с родителями. Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»). Пальчиковый театр по сказке «Заюшкина избушка» («Теремок»). Схемы правил поведения в театре. Центр игры: Сюжетно-ролевая игра «Театр». Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т.п.). Обыгрывание этюдов «Солёный чай», «Кто съел варенье?», «Изобрази доброго (ленивого, грустного, злого)». Центр строительства: Постройка декораций для драматизации сказки. Конструирование здания театра. Центр музыки: Подготовка музыкальной сказки «Кошкин дом». Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок. 3этап. Заключительный итогов проекта. результатов работы. В ходе реализации проекта: Речь детей более развита (обогащен словарь, сформировано умение строить предложения, произношение более правильное и четкое) ; Детьми освоены первичные навыки в области театрального искусства: использование мимики, жестов, голоса, кукловождение; Дети проявляют устойчивый интерес к музыкально-театральному искусству. Они овладели необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, способами изготовления и обыгрывания Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр Многие родители приобрели и изготовили для домашнего использования театры Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности и хорошие показатели «актёрского мастерства» для детей старшего дошкольного возраста. значимость проекта: Для детей: - активизация желания и умения самостоятельно творить, переживая радость творчества. Для родителей: - проявление творческих способностей в разных областях; – установление партнёрских отношений с ребёнком. Для педагогов: - повышение профессионального мастерства, самообразование.
Используемая литература: 1.Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991.127с. 2.Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с. 3.Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с. 4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 6. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») 7. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).
| |
Просмотров: 400 | |
Всего комментариев: 0 | |