Главная » События » 1-я младшая группа |
Какая притягательная сила заключена в том,
что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы,
человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с
гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края?
Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних
лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам,
представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты
люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания
нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны
занять педагоги. Основным источником впечатлений дошкольников
является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Не все, что окружает ребенка, равнозначно в
воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения
педагогии выбор объектов, о которых следует рассказывать детям. Любой уголок нашей страны неповторим. В
одном городе множество заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой
славен своим прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой
реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на
берегу моря. В каждой местности есть свои артисты,
спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие. Дошкольники должны иметь
представление о героях гражданской и Великой Отечественной войн, защищавших их
родной край. В старших группах уже можно так строить
работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края. Почувствовав
свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно,
знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В
таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном
крае, как части большой страны – России, в котором они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы
особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что
типично, характерно для всей страны: - люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных
учреждениях, в магазинах, на фермах, в полях и т. д. , они всегда готовы помочь
друг другу; - в родном городе, районе, селе, как и в других местах
соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты,
чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют
знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ; - здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях; - в родном краю могут жить люди разных национальностей, они
вместе трудятся, отдыхают; - здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять
природу; - каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к
труду, интерес к культуре родного народа. Учитывая возрастные и индивидуальные
особенности детей своей группы, педагог сам определяет объем и содержание
знаний, которыми должны овладеть старшие дошкольники. Можно ли говорить о воспитании к родному
краю без сообщения детям определенных знаний о нем? Отбор и систематизация
таких знаний проводится с учетом умственных возможностей дошкольников:
принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу,
т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и
необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. Воспитатель должен так организовать
пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес,
развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением
доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления
ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям
помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни,
стихи о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут
радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому. Во время прогулок в лес, в поле к реке
взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только
познавательные, эстетические, но в конечном счете и нравственные. Необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми
педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может
заменить дошкольное учреждение. Позиция родителей является основой семейного
воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни
своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего
отечества. Это чувства должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает
понятие «родина», «государство», «общество». Всем хорошо известно, Родина начинается с
родного дома, улицы, города, поселка. Изучать с детьми места, где живешь,
любишь бродить по знакомым улицам, знать чем они славятся, - задача, которая
вполне по плечу любой семье. Родителям можно посоветовать и такие формы
привлечения дошкольников к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью
знакомства с историческими местами (близкой
истории), памятниками погибшим воинам, посещение краеведческого музея,
музея изобразительных искусств и др. Семья – первый коллектив ребенка. И в нем он должен
чувствовать себя равноправным членом. Постепенно ребенок понимает, что он
частица большого коллектива – детского сада, школы, а затем и нашей республики,
страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой
воспитания гражданских чувств, умения любить родной край, страну, умения беречь
природу, приобщаться к культуре родного края. | |
Просмотров: 1155 | |
Всего комментариев: 0 | |