Суббота, 15.12.2018, 13:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » События » Опыт работы » Решитько Ю.В.

Нетрадиционные методы физического и психического оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

Нетрадиционные методы физического и психического оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

Основная задача коррекционно-педагогической работы – укрепление физического здоровья детей и формирование у них уверенности красивой осанки с использованием нетрадиционных форм и методов оздоровления. Положительный эффект даёт использование в работе с детьми нетрадиционных форм оздоровления таких, как:

Оздоровительный бег (дозированный)– даёт детям эмоциональный заряд бодрости и духовного равновесия; тренирует дыхание, укрепляет мышцы, кости, суставы. Оздоровительный бег проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7)человек, при этом учитывается физический уровень подготовленности детей.

Оздоровительные пробежки проводим 2 раза в неделю в дни, когда нет физических занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

При проведении оздоровительного бега осуществляем индивидуально-дифференцированный подход. Так детям 3-4 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагаем пробежать 1 круг, малоподвижным – пройти спокойным шагом.

Оздоровительный бег заканчиваем постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения на расслабление мышц (2 -3 минуты):

Дыхательная и звуковая гимнастика. Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Нетрадиционные виды упражнений:

Самомассаж и массаж – помогает повысить защитные функции организма ребёнка. Во время утренних процедур проводим самомассаж ушных раковин, пальцев. Во время дыхательной гимнастики – игровой самомассаж. Игровой самомассаж является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного

оздоровления.

Тренинги – элементы психической дисциплины, помогают развивать у дошкольников, способность преувеличивать положительное, и растворять, распылять отрицательное. При выполнении тренингов важным считаем умение детей вообразить описываемую ситуацию, что в свою очередь дает им возможность успокоиться, снять излишнее напряжение и повысить своё настроение.

Аутотренинг– помогает воздействовать на подсознание детей с помощью расслабления мышц, дыхания, учить расслабляться. После двигательной активности необходимо изолированно от посторонних шумов сесть в кресло, или лечь, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения у ребёнка. Обучая детей приёмам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

1. Упражнения на релаксацию выполняем в тихой, спокойной обстановке.

2. Расслабляемся с закрытыми глазами.

3. В зависимости от условий применения данных упражнений используем различные позы.

4. Во время выполнения. Учим детей распознавать ощущения напряженности и расслабленности.

5. Не спешим заканчивать релаксацию.

6. Дети могут полежать, если им хочется.

7. Выходим из этого состояния медленно и спокойно: сначала потягиваемся, словно после пробуждения ото сна, затем открываем глаза и потихоньку садимся. При выполнении релаксации используем спокойную музыку.

Музыкотерапия – это лекарство, которое дети слушают. Мелодии доставляющие ребёнку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую дети охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Использование музыки на занятиях по физической культуре содействует формированию у обучаемых правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии учащихся, способствует формированию правильной осанки и спортивной походке, движения становятся красивыми, ловкими, экономичными.

В процессе организованной занимательной деятельности детей нами используются различные музыкальные произведения, записи звуков леса, моря, птиц и т. д. Музыкальный фон даётся в начале занятия, который активизирует положительные эмоции и служит для настройки детей на последующие движения: во время разминки подвижная музыка облегчает детям выполнение упражнений. Подвижные игры мы часто проводим с музыкальным сопровождением — оно особенно желательно для детей с неврозами и более серьёзными нарушениями нервной системы. Зная, что музыка организует ребёнка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыразиться, часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку.

Пальчиковая гимнастика служит для развития у детей ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращают учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

Музыкально-подвижные игры применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика способствует внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В свою деятельность педагоги включают музыкально-творческие игры и специальные задания для детей.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Использование в работе этих упражнений кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой стретчинг, упражнения которого, носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Упражнения на фитболе - с большим гимнастическим мячом. ЗДД на мячах проводим с детьми и совместно с родителями. Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы.

Упражнения с этими мячами способствуют созданию сильного мышечного корсета вокруг позвоночника, развитию выносливости, ловкости, координации движений, улучшению работы внутренних органов.

Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус, создают оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений.

Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал помогает педагогам закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Самая большая ценность для человека – здоровье. К сожалению, мы поздно начинаем понимать это и принимаем меры только при появлении различных отклонений в состоянии собственного здоровья. Вот почему так важно помочь детям осознать неизмеримую ценность здоровья уже в дошкольном возрасте, убедить их в необходимости гигиенических процедур и других оздоровительных мер, которые должны стать для них привычными.

Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью? Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей. И хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольников, поиск эффективных методик в этой области продолжается. В преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения здоровье характеризуется как «состояние наибольшего физического психологического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов».

Особое внимание в нашем детском саду уделяется укреплению психоэмоционального здоровья детей. Начав работу с детьми младшего возраста, я проанализировала степень их подверженности ОРВИ. Убедившись в том, что в ДОУ уделяется достаточное внимание укреплению и сохранению здоровья детей, я стала думать о том, как им помочь еще больше. Зная о том, что в практику детских садов в последние годы стали входить нетрадиционные методы оздоровления дошкольников, решила обратиться к ним и я.

План работы с детьми и взаимодействия с родителями предусматривал следующие виды работы:

1. Пальчиковые игры.

2. Психоэмоциональные игры «Дождик», «Согреем семечко», «Волны».

3. Упражнения и игры при болезнях горла и носа, при бронхитах и пневмониях.

4. Упражнения для коррекции плоскостопия «Поиграем ножками», «Вот как пляшет наш большак».

5. Массаж «Был у зайки огород…», «погодный» и антистрессовый массаж.

6. Оздоровительные игры, игры, которые лечат (игровая терапия).

7. В помощь родителям: знакомство с комплексом общеразвивающих упражнений «В траве сидел кузнечик…».

В план оздоровительной работы с детьми я включила такие ее виды:

- пальчиковая и нетрадиционная гимнастика,

- психогимнастика,

- «Дорожки здоровья»,

- игровой массаж,

- игры, которые лечат,

- оздоровительные игры,

- массаж стоп.

К каждому виду работы я приобщала детей постепенно, обеспечивая в группе здоровую психологическую атмосферу. Начала работу с себя. Дети прекрасно чувствуют настроение взрослых, и очень важно, чтобы воспитатель детского сада начинал рабочий день в хорошем настроении. Поэтому, просыпаясь утром, я внушаю себе: «Я спокойна, я доброжелательна. Все у меня сегодня будет хорошо. К детям я приду с хорошим настроением».

Чтобы оценить уровень физической подготовленности детей, я провожу с ними оздоровительные игры. Специальной площадки или оборудования для этого не требовалось. Вот простое и эффективное упражнение «Цапля», способствующее концентрации внимания занимающихся, тренировке вестибулярного аппарата, а также психологическому раскрепощению. Вот как это упражнение выполняется: согнуть правую ногу в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и как можно выше прижать ступней к бедру левой ноги. Руки на поясе. Естественно, в младшем дошкольном возрасте просто необходима помощь взрослого. Отчетливо было видно, что большинства детей нарушена функция статического равновесия.

Хорошо укрепляет костно-мышечную систему рук и ног игра «Скачки». Детям предлагается наклониться вперед и опереться руками о пол. Руки и ноги при этом следует держать прямыми. Сначала в таком положении занимающиеся в течение 5-10 секунд выполняют шаг на месте, затем с продвижением вперёд. Оздоровительный эффект этой игры – массирование внутренних органов.

Вызывает эмоциональный подъем, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивает гибкость и силу игра «Кошка». Дети опускаются на колени и упираются ладонями в пол. Сначала чем-то недовольная кошка сильно выгибает спину, затем потягивается и прогибает спинку вниз. Девочки выполняют это движение более пластично. Главное в проведении описанных и им подобных игр – восстановление комфортного психологического состояния детей, предупреждение возможного психо - эмоционального напряжения.

Есть в моей группе дети, подверженные простудным заболеваниям. Таким детям (впрочем, как и всем остальным) важно привить навыки правильного носового дыхания. Помогают этому игры, которые лечат. Такая, к примеру, как «Пастушок дует в рожок». Необходимо вдохнуть воздух через нос и резко выдохнуть в трубочку-«рожок». При этом укрепляются круговые мышцы рта, приобретается привычка правильно дышать носом.

Упражнение «Бульканье». Берется стакан (или бутылочка, примерно на треть наполненный водой. Выполняющий это упражнение, сделав предельно глубокий вдох через нос, выпускает воздух из легких через соломинку (трубочку для коктейля, опущенную одним концом в воду, так, чтобы получился протяжный булькающий звук. Упражнение восстанавливает носовое дыхание, формирует его ритмичность, способствует выработке глубокого дыхания. Кстати следует сказать, что правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшению кровообращения, препятствует разрастанию аденоидных вегетаций, рефлекторно помогает регуляции мозгового кровообращение.

Снять эмоциональное напряжение помогает и игровая терапия. Ее цель – развитие тактильно-кинетической чувствительности, снятие эмоционального напряжения. Вот упражнение «Касание ладошками воды». Положить ладошки на поверхность воды (при этом можно закрыть глаза). Затем перевернуть ладони другой стороной. Упражнение «Переливание воды из ладошки в ладошку» выполняется следующим образом. Взять воду одной ладошкой и перелить в другую. Выполнение этого упражнения вызывает успокаивающий эффект.

Вызвать у детей приятные воспоминания помогали игры «Чувствительные ладошки» (Саша Ф. и Алина Ш. ощутили прохладу, пропуская воду между пальцами). Полезно и упражнение «Месим тесто» (с помощью рук дети месят «тесто» – песок). Игры с песком и водой вызывают ощущение бесконечности мира и ожидание чуда.

Эффективным способом закаливания является массаж стоп – физическое воздействие на активные точки, расположенные на подошвах. Полный массаж стоп достаточно проводить раз в неделю и сопровождать этот процесс чтением стихов. Здесь, несомненно, важен подготовительный этап – сесть, расслабиться, смазать подошвы ног смягчающим кремом. Я разучила с детьми комплекс игрового упражнения «Поиграем ножками». Следила, чтобы сила массажных движений была умеренной. Снять перевозбуждение перед сном помогал антистрессовый массаж, а стряхнуть с себя остатки сна – упражнения «Пробуждение» и «погодный» массаж.

В играх с детьми я использую косточковые массажеры и рефлекторные дорожки для массажа ног.

Необходимой частью любых систем дошкольного воспитания является развитие мелкой моторики руки. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» (И. Кант).

Пальцы должны развиваться и тренироваться. Осязание играет немалую роль в развитии речи, увеличивает способность тактильного восприятия окружающего, тренирует мускульную память, готовит детей к обучению к письму, наконец, развивает воображение. Игры с пальцами доступны и понятны детям. Я стараюсь подбирать такие забавы-упражнения с таким расчетом, чтобы они соответствовали очередной теме занятий. Пример – тема «Семья».

Это – папа большой и толстый,

Это – мама среднего роста,

Это – сынок высокий и стройный,

Это – сынок самый спокойный.

С крошкой-дочуркой их будет пять.

Покажи свою семью опять.

К теме «Птицы» подходит такая рифмовка:

В гнезде правом птички спят,

В гнезде левом птички спят,

Утром крылышки расправят

И по небу полетят.

Постепенно пальчики становятся ловкими и подвижными.

Чтобы усилить интерес детей к физкультурным занятиям, я изготовила цветные палочки. Применять их можно в ходе упражнений по развитию таких качеств, как быстрота, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, для формирования правильной осанки, равновесия, для укрепления позвоночника и стоп. Через палочки можно перепрыгивать, превращать их в кольца для прыжков из кольца в кольцо. Можно использовать их и в играх «Найди свой цвет». Дети выкладывают разные фигуры из палочек, а затем находят свои палочки, ориентируясь по цвету. Многократное повторение движений с цветными палочками и привлекательность игр с ними развивают у детей сообразительность, воспитывают настойчивость, приучает к порядку и дисциплине.

Каждый из нас хочет, чтобы его дети росли здоровыми и крепкими. Но вот как этого добиться, знают далеко не все. А вот при совместных усилиях добиться этого можно. В чем я и стремлюсь убедить родителей, одновременно информируя их относительно практических методов поддержания здоровья детей нетрадиционными методами.

Интересно прошла у нас встреча с родителями, во время которой обсуждалась тема «Здоровье начинается со стопы». Стопа выполняет чрезвычайно важные функции, т. к. на подошвенной поверхности расположены особые рефлекторные зоны, связанные с различными системами организма. Врач-терапевт обратила внимание на сменную обувь в плане ее соответствия требованиям обуви профилактической. Родители наблюдали за тем, как их дети выполняют упражнение «Поиграем ножками» (это не совсем обычный вид корригирующей гимнастики, отдельные упражнения из комплекса которой дети могут проделывать дома). Были продемонстрированы родителям различные рефлекторные дорожки и массажеры. Собравшиеся узнали немало полезного и интересного о формировании мышц стопы, о создании условий для различных видов двигательной активности детей в семье.

Продолжая вовлекать родителей в процесс оздоровления детей, я провела встречу, на которой как раз и обсуждались нетрадиционные средства оздоровления детей. Вниманию присутствующих был представлен комплекс упражнений восточной гимнастики для укрепления позвоночника, гимнастика для пальцев ног, упражнения для снятия утомления. Дети вместе с родителями изготовили массажеры для рук.

Система оздоровления детей, о которой здесь рассказано, позволила сократить число случаев их заболеваний по причине простуды. Если в начале года уровень заболеваемости детей регистрировался на уровне 4,3%, то к концу года он снизился до 2,1%. У детей улучшилась физическая подготовленность в целом. Обследование показало высокий уровень подготовленности у 15 детей, средний уровень – у 12 детей.

Всем воспитателям детей дошкольного возраста всегда следует помнить высказывание А. Мюссе: «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

 

 

 

Категория: Решитько Ю.В. | Добавил: reshitko (04.12.2018)
Просмотров: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]